Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения Социальный центр поддержки населения "Магаданский социальный центр" Н<_> (дов. б/н от 17.04.2023) (далее - Заказчик), при участии представителя индивидуального предпринимателя Ф<_> (далее - ИП Ф<_>, Заявитель) - С<_> (дов. N 15/03/23 от 15.03.2023), рассмотрела жалобу Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупки Заказчика - Магаданского областного государственного казенного учреждения Социальный центр поддержки населения "Магаданский социальный центр" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений филиалов ГКУ "Магаданский социальный центр" (реестровый номер извещения N 0347200001723000009).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерный допуск к участию в закупке заявки участника - ООО "Спецзащита", признание данного участника победителем электронного аукциона.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 31.03.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений филиалов ГКУ "Магаданский социальный центр" (реестровый номер извещения N 0347200001723000009).
Начальная (максимальная) цена контракта 593 487,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 10.04.2023 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 10.04.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.04.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 10.04.2023 N ЦПА1 на участие в закупке было подано 3 заявки участников, с идентификационными номерами: 113937406, 113956304, 113965976. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 67,66%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 N ИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения, победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 113937406 (ООО "Спецзащита"), с ценовым предложением 191905,80 рублей.
Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.
2. Рассмотрев довод жалобы, проведя внеплановую проверку закупки Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N 1128) содержит перечень работ (далее - Перечень), составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно Перечню к Постановлению N 1128, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Комиссия Магаданского УФАС России установила, что согласно извещению о закупке, подпункту "н" пункта 1 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено следующее:
"Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
- выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с предметом контракта. основание: пункт 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
При этом, Заказчиком не указаны виды работ, в соответствии с Перечнем, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требуемые Заказчику, являющиеся предметом данной закупки.
Из письменных возражений Заказчика на жалобу следует, что в извещении о закупке, подпункте "н" пункта 1 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено требование к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о предоставлении выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с предметом контракта, пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, Постановлением N 1128. В ответе на запрос разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 04.04.2023 N РИ2 Заказчиком установлено, что для участия в электронном аукционе участник должен предоставить в составе заявки выписку (копию выписки) из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующие виды работ:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Рассмотрев документы, представленные в дело, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующему выводу.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
То обстоятельство, что работы (услуги), закупаемые Заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, должны оказываться на основании наличия у исполнителя соответствующей лицензии прямо следует из установленного в извещении требования к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра лицензий МЧС, описания объекта закупки, требований к содержанию заявок, содержания ответа на запрос разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что содержание установленного единого требования к участникам закупки в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должно быть раскрыто в извещении об осуществлении закупки и содержать и исчерпывающий перечень закупаемых видов работ (услуг), наличие в лицензии которых является подтверждением соответствия участника закупки такому требованию.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при проведении рассматриваемой закупки установлено Заказчиком в нарушение части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
2.1) В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации в ЕИС, Заказчику поступило 2 запроса на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, а именно о требуемых в составе лицензии МЧС участника закупки видов работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Перечнем к Постановлению N 1128.
В соответствии с содержанием ответа на запрос разъяснений положений извещения о закупки от 04.04.2023 N РИ2 Заказчиком было конкретизировано вышеуказанное требование, а именно, детализированы следующие виды работ, которые должны содержаться в лицензии, представляемой в составе заявки:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Как установлено ранее, в извещении о закупке, подпункте "н" пункта 1 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком не установлен перечень закупаемых лицензируемых видов работ (услуг), соответствующих предмету закупки, техническому заданию.
Таким образом, указание в ответе на разъяснение положений извещения на определенные виды работ, которые должны содержаться в лицензии участника закупки, изменяют суть извещения о закупки.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 N ИЭА1, заявка участника закупки с идентификационным номером 113937406 (ООО "Спецзащита") признана комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещения, данный участник признан победителем электронного аукциона, чем нарушены положения законодательства о контрактной системе, так как лицензия ООО "Спецзащита", выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не содержит разрешение на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, являющихся предметом закупки.
Рассмотрев указанный довод, Комиссия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о закупке, подпунктом "н" пункта 1 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено требование к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о предоставлении выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с предметом контракта, пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, Постановлением N 1128.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 N ИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения, победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 113937406 (ООО "Спецзащита").
Рассмотрев заявки участников электронного аукциона, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что заявки всех участников закупки, в том числе участника с идентификационным номером 113937406 (ООО "Спецзащита"), содержат выписки из реестра лицензий МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с требованиями извещения о закупке.
Таким образом, Комиссией установлено, что заявка участника с идентификационным номером 113937406 (ООО "Спецзащита"), правомерно признана комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещения. Довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия отмечает, что в связи с установлением в извещении о закупке требований к участникам электронного аукциона с нарушением положений Закона о контрактной системе, выявленным Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки, заявка данного участника была признана комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещения.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ф<_> на действия комиссии по осуществлению закупки заказчика - Магаданского областного государственного казенного учреждения Социальный центр поддержки населения "Магаданский социальный центр" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений филиалов ГКУ "Магаданский социальный центр" (реестровый номер извещения N 0347200001723000009) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 18 апреля 2023 г. N 049/06/49-64/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023