Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Регион Строй" (далее - Заявитель) на действия МКОУ "ТЛЯРАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008423000182 "Капитальный ремонт общеобразовательной организации МКОУ "Тляратинская СОШ" с. Тлярата Гумбетовского района РД" (далее - Конкурс),
в присутствии представителя Заявителя - Махмудова М.Г. (доверенность б/н. от 27.02.2023 г.), Уполномоченный орган, Заказчик - отсутствуют (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
19.02.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения о проведении конкурса требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заявителя, Комиссия установила следующее.
26.01.2023 Уполномоченным органом в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки было размещено извещение (02.02.2023 г.) о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 268 155,26 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения.
В соответствии с пунктами 16 и 17 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлено:
- Размер обеспечения заявки - 92681.55 Российский рубль;
- Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии - в соответствии с документацией;
- Размер обеспечения исполнения контракта - 5.00%;
- Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению - в соответствии с документацией.
В приложении N 6 к извещению об осуществлении закупки, Заказчиком установлены требования к порядку внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, условия обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в извещении об осуществлении закупки информации предусмотренной пунктами 16 и 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в критериях оценки заявок неправомерно не учитываются контракты по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
В соответствии с критериями оценки заявки на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки_" Заказчиком установлено, что к оценке будут приниматься контракты (договора) предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного).
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является капитальный ремонт общеобразовательной организации МКОУ "Тляратинская СОШ" с. Тлярата Гумбетовского района РД.
Следовательно, предметом закупки выступает объект капитального строительства.
Таким образом, довод Заявителя о необходимости учета контрактов по линейному объекту не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу Заявителя, в качестве подтверждающих документов Заказчик перечисляет акт приемки объекта капитального строительства, в то время как такой акт не выдается при проведении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В пункте 7.1. проекта контракта извещения об осуществлении закупки указано: "В течение 1 (одного) рабочего дня с момента завершения выполнения работ на Объекте по настоящему Контракту:
Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;
е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".".
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не представлены доводы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком указанными действиями норм Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводу Заявителя в Извещении установлены противоречивые требования к гарантийным обязательствам по контракту.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению Уполномоченным органом установлено следующее:
"Требования к гарантии качества товара, работы, услуги - Требуется гарантия качества товара, работы, услуги - Нет".
Пунктами 8.1 и 8.2 проекта контракта Извещения установлено следующее требование:
"8.1. Подрядчик гарантирует:
- качество используемых материалов, конструкций, изделий и оборудования, соответствие их проектным спецификациям, государственным стандартам и техническим условиям, наличие сертификатов, технических паспортов и других документов, подтверждающих их качество;
- качество выполнения всех работ в соответствии со сметной документацией и действующими нормами и техническими условиями, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийного срока эксплуатации Объекта;
- устранение всех недостатков и дефектов, выявленных в гарантийный период.
Максимальный срок устранения недостатков Работ не может превышать 2 (два) дня с момента получения Подрядчиком соответствующей претензии заказчика.
8.2. Срок гарантий на выполненные работы составляет 36 месяцев с момента подписания сторонами акта приемки работ за исключением случаев преднамеренного повреждения их со стороны третьих лиц.".
Таким образом, требования к гарантии качества выполняемых работ установлены Заказчиком.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, указавшего недостоверные сведения в отношении гарантии качества, нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Заявитель указывает, что извещение об осуществлении закупки не содержит требования о наличии у участника закупки лицензии МЧС России (установка пожарной сигнализации).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников закупки).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по монтажу пожарной сигнализации).
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о неправомерности не установления Заказчиком в извещении об осуществлении закупки требования, о наличии у участника закупки лицензии МЧС России (услуги по монтажу пожарной сигнализации) Комиссия признает необоснованным.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком перечисляются товары, которые являются поставляемыми, а не используемыми, в связи с чем, должны были быть применены требования национального режима согласно ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
Согласно извещению предметом закупки является Капитальный ремонт общеобразовательной организации МКОУ "Тляратинская СОШ" с. Тлярата Гумбетовского района РД.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не представлены доводы и доказательства, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и ограничивающие количество участников закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 28 февраля 2023 г. N 005/06/106-346/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2023