Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ПрофТрейд" (г.Москва, ул.Большая серпуховская, д.14/13, стр.1, ком.24) на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ (Республика Северная Осетия - Алания, г.Беслан, ул.Фриева, д.139 "а") при осуществлении закупки на поставку жидких моющих средств предназначенных для стиральных машин (электронный аукцион N0310100005923000034, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20 марта 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПрофТрейд" на действия ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование о наличии инструкции, заверенной ФГУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора.
Вместе с тем, Заявитель считает, что среди дезинфицирующих средств, чьи инструкции когда-либо были утверждены и разработаны НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора нет позиций, у которых температура дезинфекции белья не превышала бы 20°C градусов при времени дезинфекции не более 10 минут, при отсутствии (не содержит) активного хлора, расход - не более 13 г на 1 кг сухого белья.
Технология обработки белья в медицинских учреждениях описана в Методических указаниях МУ 3.5.736-99.
Согласно пункту 6.3 МУ 3.5.736-99 дезинфицирующие хлоросодержащие средства используются из расчета 1 г активного хлора на 1 кг белья, дезсредства на основе перекиси водорода - 4 мл 30%-ной перекиси водорода на 1 кг белья.
Надуксусная или другая кислоты при дезинфекции не применяются - применяются только перекись и хлорсодержащие!
- Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование об эффективности средств при низких температурах.
Вместе с тем, согласно пункту 6.4 МУ 3.5.736-99 в зависимости от степени загрязнения и вида (п. 1.8) текстильных изделий выбирается необходимая программа стирки (Приложение 2).
При этом, Приложение N2 не содержит программ стирки при низких температурах и/или в холодной воде. Соответственно, нельзя осуществлять стирку при низких температурах и/или в холодной воде - прачечная обязана соблюдать нормативы стирки.
- Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование Коэффициента pH 1%-го раствора при 20С для всех средств установлен в диапазоне не более 1 ед.
Однако, Закон о контрактной системе не обязывает Участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар и, как следствие, сопроводительные документы к нему, устанавливающие конкретные показатели товара.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования:
установить (предоставить Заказчику на период действия Контракта безвозмездно на основании Акта приема-передачи оборудования с указанием количества и стоимости) дозирующие оборудование - дозирующие станции, в количестве 5 (пять) штук;
установить программы, соответствующее характеристикам товара, регламентированные производителем;
осуществить переналадку и регулировку машин Заказчика на различные технологические режимы стирки белья;
осуществлять сервисное обслуживание дозирующих станций своими силами и за свой счет не реже 1-го раза в месяц, срочный вызов для сервисного обслуживания в течение 3 часов с момента получения заявки;
осуществлять проведение тренингов для персонала на постоянной основе, не реже 1-го раза в три месяца;
осуществлять ежемесячное не позднее последнего числа месяца предоставлять информацию о определение норм расхода моющих средств с последующим оформлением актов списания моющих средств;
о проведении пробного процесса стирки в течение 3 рабочих дней с момента установки и настройки дозирующих устройств;
о составлении и подписании Акта результатов пробного процесса стирки. На основании данного Акта Заказчик осуществляет приемку пробной партии товара или направляет поставщику мотивированный отказ в течение 2-х рабочих дней;
к положительным результатом стирки (отсутствие пятен (крови, жира, лекарств и окрашивающих дезсредств и т.д.), сохранение белизны и целостности белья);
о положительном решения приёмочной комиссии Заказчика, после получения положительного ответа результатов стирки.
Заявитель считает, что данные требования не соотносятся с предметом закупки и не имеют отражения в контрактных обязательствах сторон на поставку жидких моющих средств, предназначенных для стиральных машин для нужд ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ.
Не согласившись с доводами жалобы ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ представило материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
10 марта 2023 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005923000034 на поставку жидких моющих средств предназначенных для стиральных машин (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки и проект контракта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, в соответствии с вышеуказанным, Заказчиком в составе Извещения о проведении Аукциона размещено описание объекта закупки, содержащее требования к характеристикам закупаемых в рамках рассматриваемого Аукциона.
Из буквального толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Данный вывод подтверждается обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков при определении характеристик поставляемого товара устанавливать в извещении об осуществлении закупки такие требования к товарам, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки и тем более производителей.
Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристики товара, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности.
При этом, в объяснениях по существу жалобы ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ обосновывает фактическую потребность в установлении требуемых характеристик с учетом специфики осуществляемой им деятельности.
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит запрета на передачу во временное пользование оборудования, необходимого для использования закупаемых товаров.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что согласно Протоколу подведения итогов Аукциона от 22.03.2023 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано две заявки, которые решением Единой комиссии по проведению закупок для государственных нужд ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ были признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ПрофТрейд" на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100005923000034 на поставку жидких моющих средств предназначенных для стиральных машин.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 марта 2022 г. N А49-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023