Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - Заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя -- не явился, извещен;
от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алтайский краевой онкологический диспансер", Т.., П_, П_.,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Г_.
по обращению _, поступившего из прокуратуры Алтайского края проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Алтайский краевой онкологический диспансер", уполномоченным учреждением - краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000323002692 "Поставка специализированной пищевой продукции (энтеральные смеси)".
Проверка начата: 27.03.2023 г., окончена 18.04.2023 г.
Место нахождение проверяемых организаций: КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер" - г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 110к, 73, КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - г. Барнаул, Интернациональная ул., д. 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 07.03.2023 года по 27.03.2023 года.
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступило обращение _., поступившего из прокуратуры Алтайского края проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Алтайский краевой онкологический диспансер", уполномоченным учреждением - краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000323002692 "Поставка специализированной пищевой продукции (энтеральные смеси)".
В обращении заявитель указывает, что заказчик необоснованно установил требование к вкусам лечебного питания, в обоснование позиции ссылается на субъективное мнение заказчика при ответе на запрос и сокрытии, недостоверности представляемой информации. Кроме того, требование к упаковке направлено на ограничение конкуренции, поскольку нет исследований или иных данных, что питание после вскрытия подвергается критической контаминации микроорганизмами.
На основании изложенного просит провести проверку по факту не корректного сравнения, распространения недостоверной информации о конкурирующих продуктах и на основании этого выдвижения необоснованных требований с целью ограничения конкуренции, а также провести проверку в отношении требований к вкусу и упаковке смеси. По результатам проверки должностных лиц привлечь к ответственности.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что требования к характеристикам объекта закупки сформированы исходя из коммерческих предложений, в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и обусловлены потребностью заказчика.
Ознакомившись с пояснениями представителей, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
07.03.2023 г. уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 07.03.2023 N 0817200000323002692. 10.03.2023 г. было размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона от 10.03.2023 N ИИ1.
Согласно п. 1, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Вместе с извещение заказчиком размещен документ описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с извещением заказчиком размещено описание объекта закупки и установлены следующие характеристики (указанные заявителем позиции): энтеральная смесь для сипинга (тип 1 и тип 2, позиции 3, 4 описания) с несладким вкусом, возможно с нейтральным вкусом, с нейтральным или овощным вкусом, упаковка - бутылка или пакет с крышкой.
Помимо вышеуказанного заказчиком также указаны иные характеристики объекта закупки (белок, жиры, пищевые волокна и т.д.)
Таким образом, заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара исходя из своей потребности и в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
При проведении закупки заказчику поступили запросы на разъяснение положений документации, в том числе содержание запросов аналогично содержания доводов жалобы.
Согласно ответам заказчика: изокалорическая, полимерная жидкая смесь, готовая к употреблению, с несладким нейтральным или овощным вкусом, а также гиперкалорическая полимерная жидкая смесь, готовая к употреблению, с несладким, возможно нейтральным, вкусом для онкологических пациентов являются предпочтительными, так как энтеральные смеси со сладким вкусом вызывают неблагоприятную реакцию со стороны ЖКТ - тошноту. Кроме того, пациенты мужского пола чаще отказываются от приема сладких смесей.
Требование к первичной упаковке для индивидуального пользования бутылка или пакет с крышкой обусловлено тем, что пациенты онкологического профиля используют энтеральные смеси для перорального питания маленькими глотками ("сиппинг") чаще не одномоментно. Необходимо неиспользованную часть бутылки (пакета) закрывать крышкой во избежание контаминации микрофлоры с окружающей средой, согласно нормативам СанПиН 3.3686-21.
Изменения в описание объекта закупки вноситься не будут.
Определение потребности в товарах, работах и услугах прерогатива заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
В соответствии с п. 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), это не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как указано в Обзоре, заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11604/12 от 29.01.2013).
Заявитель в обосновании позиции об ограничении конкуренции указывает на субъективное мнение заказчика при ответе на запрос и сокрытии, недостоверности представляемой информации относительно обоснования необходимости характеристики несладкого вкуса, об отсутствии исследований или иных данных, что питание после вскрытия подвергается критической контаминации микроорганизмами, необоснованное установление требований к упаковке - бутылка или пакет с крышкой.
При этом, исходя из пояснений заказчика, документов, представленных в материалы дела (протокол формулярной комиссии, приказ о создании совета по лечебному питанию КГБУЗ "АКОД" коммерческих предложений, сравнительной таблице 5 производителей, справочниках по клиническому питанию) следует, что описание объекта закупки сформировано исходя из коммерческих предложений трех производителей - Фрезениус, Нутрикомп, Нутриэн, в соответствии со справочниками по клиническому питанию.
Кроме того, заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой потребности заказчика соответствует продукция производителей - Нутриция, Нутризон, Инфаприм, Нутриэн, Нестле, Фрезениус, Бибраун, Нутрикомп.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заказчиком не ограничен круг участников закупок.
При обсуждении подготовки объекта закупки формулярной комиссией и согласно протоколу формулярной комиссии N 1 от 20.01.2023 г. среди прочего была определена тактика назначения лечебного питания - энтеральные смеси должны быть с несладким вкусом или нейтральным вкусом.
В состав формулярной комиссии вошли заведующие отделением учреждения, врачи онкологи, врач клинический фармаколог.
При рассмотрении доводов обращения пояснения также дала врач - клинический фармаколог о том, что потребность энтеральных смесей с нейтральным, несладким вкусом обусловлена спецификой заболевания, категорией пациентов, наблюдением врачей.
Относительно требования к упаковке врач указала, что бутылка или пакет с крышкой обусловлено тем, что пациенты онкологического профиля используют энтеральные смеси для перорального питания маленькими глотками чаще не одномоментно. Использование иной упаковки в рассматриваемом случае (банок с трубкой) являются не безопасными, поскольку открыты для попадания возбудителей в емкость с питанием.
Кроме того, при рассмотрении жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов (мониторинг либо анализ рынка, экспертное заключение, иная информация) обосновывающих доводы заявителя являются предположением заявителя, документального подтверждения не имеют.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан.
От качества, приобретаемого энтерального питания зависит, в числе прочего качество оказываемой медицинской помощи гражданам, в связи с чем описание характеристик товара не может зависеть от потенциальных участников закупки, потребность заказчика не может быть поставлена под сомнение лицами, не обеспечивающими работоспособность учреждения.
Невозможно исходить из того, что один товар не подходит без учета потребности заказчика, полного и достоверного анализа рынка товаров.
В рассматриваемом случае у комиссии УФАС по Алтайскому краю отсутствуют основания полагать, ставить под сомнение потребность заказчика и пояснения специалистов.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства доводы заявителя о недостоверности информации и отсутствии по мнению заявителя необходимой информации не находят своего подтверждения.
Поскольку в действиях заказчика не содержится нарушений Закона о контрактной системе, постольку основания возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алтайский краевой онкологический диспансер", уполномоченного учреждения - краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000323002692 "Поставка специализированной пищевой продукции (энтеральные смеси)" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение составлено на 3 (трех) листах / 5 (пяти) страницах.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ О.Е. Бедарева
____________________________ Е.С. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 18 апреля 2023 г. N 28-ВП/2023 (ключевые темы: характеристика - участники закупок - товар. работа. услуга. - формулярная комиссия - государственное бюджетное учреждение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023