Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула Данилкина Евгения Альбертовича, Яичникова Сергея Николаевича путем видеоконференции;
от ООО "АДАРА" - Маргарян Артема Камоевича путем видеоконференции,
рассмотрев обращение заказчика - МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула о включении сведений об ООО "АДАРА", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301923000150 "Выполнение работ по теплоизоляции емкостей для хранения битума" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула о включении сведений об ООО "АДАРА" (далее - Подрядчик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Подрядчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301923000150 "Выполнение работ по теплоизоляции емкостей для хранения битума".
Согласно пояснениям представителя Подрядчика Заказчик в документации по закупке не указал способы крепления плит утеплителя и стали к поверхности емкости, количество и наименование крепежного материала, необходимого для монтажа теплоизоляции. Выбор способа крепления и крепежного материала должен устанавливаться Заказчиком, исходя из требований безопасности, специфики объекта, на котором выполняются работы. Подрядчик неоднократно пытался согласовать с Заказчиком способы крепления и крепежных материалов, добавить стоимость материалов в цену контракта, однако, Заказчик затягивал согласование данных вопросов, отказался увеличить срок выполнения работ. Неисполнение Заказчиком встречных обязанностей не позволило Подрядчику приступить к выполнению работ, в связи с чем Подрядчиком 27.03.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Заказчика возражали, пояснили, что Заказчик уведомил Подрядчика о том, что в выборе способа крепления утеплителя Подрядчик не ограничен, при условии соблюдения гарантийных обязательств на выполненные работы.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы в материалах дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
09.02.2023 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301923000150 "Выполнение работ по теплоизоляции емкостей для хранения битума", а также описание объекта закупки, проект контракта и пр. Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 648 977,60 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.02.2023 г. на участие в закупке было подано пять заявок, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения.
06.03.2023 г. по итогам электронного аукциона между МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула и ООО "АДАРА" был заключен контракт N К.2023.0150 на выполнение работ (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика: выполнить работы по теплоизоляции емкостей для хранения битума (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Состав и объем работы определяется Ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к Контракту) и Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно ведомости объемов работ (Приложение N 1 к Контракту) выполнение работ по теплоизоляции емкостей для хранения битума, включает в себя в том числе:
- Изоляция плоских и криволинейных поверхностей матами минераловатными прошивными безобкладочными и в обкладках, плитами минераловатными на синтетическом связующем, плитами из стеклянного штапельного волокна |
- Плиты теплоизоляционные на основе базальтовых пород, плотность 100-120 кг/м3, теплопроводность не более 0,038 Вт/(м х К), прочность на сжатие не менее 0,025 МПа |
- Покрытие изоляции плоских (криволинейных) поверхностей листовым металлом с заготовкой покрытия |
- Лист оцинкованный плоский размером 2х1,25 м, толщиной: 0,5 мм. |
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) ремонтные работы должны соответствовать:
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
- СНиП 12.03.2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";
- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство"
- СП 48.13330.2019. "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004"
- СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"
- СП 71.13330.2017 "Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87" и других действующих обязательных нормативных актов, регламентирующих технологию и качество производимых работ.
Согласно п. 3.4.1 контракта подрядчик обязан выполнить предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные Контрактом в пределах цены Контракта.
Из положений п. 3.4.9 контракта следует, что работы выполняются из материалов Подрядчика.
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта составляет 984 510,00 рублей.
В соответствии с п. 4.1 контракта работы должны быть выполнены с момента заключения Контракта до "01" апреля 2023 г. включительно.
Письмом от 13.03.2023 г. Заказчик просил предоставить график выполнения работ по контракту.
Претензией от 16.03.2023 г. Заказчик потребовал от Подрядчика исполнить по контракту обязательства в установленный срок.
В письме от 20.03.2023 г. Подрядчик указывает, что в "Ведомости объемов работ" к контракту не указаны крепежные материалы, необходимые для выполнения работ по теплоизоляции, отсутствует информация о способе крепления плит базальтового утеплителя к поверхности емкостей, не указаны конкретные наименования, количество и стоимость необходимых крепежных изделий и расходных материалов, отсутствует информация о способе монтажа листового материала (оцинкованной стали) к поверхности емкости после укладки плит базальтового утеплителя. В связи с чем просил Заказчика согласовать способы монтажа базальтового утеплителя и оцинкованной стали, заключить договор с указанием необходимых материалов и их стоимости, стоимости работ.
Письмом от 22.03.2023 г. Подрядчик предложил произвести крепеж базальтового утеплителя к поверхности емкости с помощью пластиковой стреппинг-ленеты и пряжек полипропиленовых, произвести монтаж листов оцинкованной стали к поверхности емкостей с помощью саморезов кровельных, дополнительным соглашением увеличить срок выполнения работ до 30.04.2023 г.
Письмом от 23.03.2023 г. на письмо Подрядчика от 20.03.2023 г. Заказчик пояснил, что указанные в "Ведомости объемов работ" блоки работ с расшифровкой входящих в их состав видов работ и используемых деталей, запасных частей и материалов закреплены в ФЕРах 26-01-011-01 и 26-01-053-0, которые предусматривают в том числе использование крепежного материала: проволока стальная низкоуглеродистая общего и разного назначения, вины самонарезающие, оцинкованные.
Письмом от 23.03.2023 г. на письмо Подрядчика от 22.03.2023 г. Заказчик сообщил, что в выборе способа крепления утеплителя Подрядчик не ограничен, при условии соблюдения гарантийных обязательств на выполненные работы согласно контракту. Снижение начальной (максимальной) цены контракта более чем на 40% должно выполняться с учетом всех требований описания предмета закупки.
Письмом от 24.03.2023 г. Подрядчик сообщает о невозможности приступить к выполнению работ в связи с несогласованием Заказчиком вопросов о способе крепления, крепежном материале и его количестве.
27.03.2023 г. в связи с тем, что способы крепления и крепежные материалы так и не были согласованы Заказчиком, не была составлена смета с учетом стоимости данных материалов, заказчиком не был продлен срок выполнения работ, Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ( далее - Решение) на основании п. 1 и 2 ст. 719 ГК РФ.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктами 11.1, 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта, предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение было размещено в ЕИС Подрядчиком 27.03.2023 г., получено Заказчиком в тот же день. Таким образом, решение вступило в силу 07.04.2023 г.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 7 вышеназванной статьи в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Проведя проверку фактов, содержащихся в обращении заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 и 2 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Комиссия установила, что контрактом не предусмотрено выполнение Заказчиком каких-либо обязательств (передача материала, документации и пр.), без выполнения которых Подрядчик не может приступить к выполнению работ.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта было осуществлено заказчиком методом сопоставления рыночных цен на выполнение работ по теплоизоляции емкостей для хранения битума. При этом очевидно, что в стоимость выполнения данных работ включена стоимость крепежных материалов.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Подрядчик не подавал запрос на разъяснение положений извещения о проведении закупки, подав заявку на участие в закупке согласился с положениями документации о закупке.
На запрос Подрядчика согласовать способы крепления и крепежные материалы, Заказчик предоставил Подрядчику возможность самостоятельно определить способы выполнения работ с учетом имеющихся у Подрядчика профессиональных знаний и опыта выполнения такого рода работ, указал на возможность обращения к Федеральным единичным расценкам на выполнение работ (ФЕР).
У Заказчика отсутствовали предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе основания для изменения срока выполнения работ.
Таким образом, у Подрядчика отсутствовали гражданско-правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, не находит оснований для принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательства, предусмотренные контрактом.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "АДАРА" (ИНН 2224209299, КПП 222401001, ул. Цеховая, д. 14А, кв.4, г. Барнаул, Алтайский край, 656002), его учредителе, директоре - Шамаеве Даниле Константиновиче (ИНН 222410760800) по факту одностороннего отказа Подрядчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0317300301923000150 "Выполнение работ по теплоизоляции емкостей для хранения битума" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 апреля 2023 г. N РНП-22-84/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023