Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. -член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Григоряна А.С. (доверенность от 10.01.2023 года), Кучина А.В. (доверенность от 05.12.2022 года);
заказчика - департамента строительной политики Воронежской области Мелла О.Н. (доверенность от 27.05.2021 года N 61-11/1050),
индивидуального предпринимателя Батуровой Полины Вячеславовны,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Батуровой Полины Вячеславовны (ИП Батурова П.В.) на действия заказчика - департамента строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении закупки: Поставка оборудования пищеблока для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (извещение N 0131200001023002309),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Батуровой П.В. (далее - заявитель) на действия департамента строительной политики Воронежской области (далее - заказчик), Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме: Поставка оборудования пищеблока для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (извещение N 0131200001023002309) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа при проведении аукциона:
- наименование объекта закупки не содержит информации о закупаемых товарах, что вводит потенциальных поставщиков в заблуждение, искажая сведения, указывающие на объект закупки;
- описание объекта закупки не соответствует требованиям ч. 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как под описание объекта закупки с подходит единственная модель термоподноса и посуда с крышками единственного производителя: AMC, Королевство Испания, что ограничивает участие в аукционе российских производителей, продукция которых внесена в реестр промыщленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
- 03.04.2023 года заявителем отправлен запрос заказчику на разъяснение описания объекта закупки с указанием на нарушений ч. 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, однако нарушения, указанные в запросе, устранены не были.
Изучив материалы дела, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
23.03.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16373500.00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке -РТС-тендер.
В соответствии с извещением о проведении аукциона объект закупки:
Термоподнос. Код позиции 22.29.23.110. Термоподнос представляет собой изотермический бокс в сборе с комплектом посуды с индивидуальными крышками. Назначение: для переноса и раздачи индивидуального питания, состоящего из блюд разных температур, в лечебных учреждениях. Конструкция термоподноса: Наличие термоизолированных ячеек для блюд, в том числе для: первых блюд, вторых блюд, салата, хлеба, кружки и столовых приборов. Состоит из не менее 2 одинаковых и взаимозаменяемых частей верхней и нижней, (каждая из частей может быть основанием или крышкой), обеспечивающих возможность устанавливать посуду в ячейки как на нижней, так и на верхней его части во время комплектации. Материал изготовление подноса: корпус изготовлен из полипропилена и заполнен полиуретаном для обеспечения сохранения тепла. Картодержатель: интегрирован в конструкцию не менее 2 частей термоподноса для установки заменяемых карточек с информацией о Ф.И.О. пациента, номере палаты и номере лечебной диеты
Термоподнос. Код позиции 22.29.23.110. Назначение: для раздачи питания пациентам в лечебных учреждениях. Особенности конструкции термоподноса: 3 секции (основная, для кружки, для приборов). Материал изготовления основания термоподноса: корпус изготовлен из пищевого полипропилена Ударопрочное исполнение: наличие Мойка: все элементы термоподноса и посуда пригодны для мытья в посудомоечной машине при максимальной температуре (не менее 95) * °C и на короткий период при температуре (не менее 100) * °C Температурный диапазон использования: не уже - 30 до 100 °C. Безопасность материалов: соответствие ГОСТ Р 50962-96.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Технические характеристики требуемого к поставке товара представлены в описании объекта закупки (Приложение 3 к извещению о проведении аукциона).
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что довод заявителя о том, что наименование объекта закупки не содержит наименования товаров и вводит поставщиков в заблуждение считают необоснованным.
Объектом закупки является термоподнос. При формировании объекта закупки применен код ОКПД2 22.29.23.110 - Посуда столовая и кухонная пластмассовая. При указании наименований для комплектования пищеблока строящегося объекта заказчик использовал общее словосочетание для перечисленного списка товаров: оборудование пищеблока. Поиск интересующих закупок участниками торгов может производиться не только по наименованию закупки, а также по коду ОКПД2 и по тексту в прикрепленных файлах. Наименование объекта закупки не должно содержать всей информации, необходимой для осуществления закупки, с учетом наличия в составе извещения о проведении электронного аукциона, приложений с полным описанием товаров необходимых при поставке. Довод заявителя об ограничении конкуренции при проведении аукциона несостоятелен. При установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик руководствовался собственными потребностями. Установленным требованиям соответствует товар, как минимум, трех производителей, а именно: АМС (Испания), Pujados (Испания), Lacor (Испания). При подготовке извещения об осуществлении закупки заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц. В качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи. Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов. Так, на сайтах российских компаний представлены термоподносы торговой марки Pujados (например, Термоподнос Pujadas 919.000 купить с гарантией в сети "Торговый Дизайн" (t-d.ru); Термоподнос Pujadas 919.000 - купить в Москве с доставкой по России | Интернет-магазин Про-Бизнес (pro-biznes.ru); Термоподнос Pujadas 919.000 (53x37x11см) артикул 919 купить в Москве в интернет-магазине Рефро по цене 18 691 руб. (refro.ru).
Также представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что участниками закупки с использованием электронной площадки направлено 2 запроса от 28.03.2023 года и 29.03.2023 года на разъяснение положений извещения о проведении аукциона в части описания объекта закупки. На данные запросы заказчиком представлены соответствующие разъяснения, содержащие ответы на все вопросы.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Объектом закупки является термоподнос. При формировании объекта закупки применен код ОКПД2 22.29.23.110 - Посуда столовая и кухонная пластмассовая. При указании наименований для комплектования пищеблока строящегося объекта использованы общие словосочетания для перечисленного списка товаров: оборудование пищеблока.
Как следует из системного толкования норм Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки должно отражать основное обобщающее указание на объект закупки, при этом обязательных требований к конкретизации объекта закупки законом не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для признания нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа при формировании извещения о проведении аукциона в части указания наименования объекта закупки.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог).
На основании пункта 9, 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог формируется и ведется в электронной форме.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
При рассмотрении жалобы установлено, что в отношении закупаемого товара в Каталоге отсутствуют соответствующие позиции.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей, руководствуясь ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
При описании объекта закупки не были использованы указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также иные запрещенные законом требования, при этом заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиками требований, установленных статьями 33, 64 Закона N 44-ФЗ.
Заявителем не представлено документальных подтверждений изготовления закупаемого товара единственным производителем. Установленным требованиям соответствует товар, как минимум, трех производителей, а именно: АМС (Испания), Pujados (Испания), Lacor (Испания). При подготовке извещения об осуществлении закупки заказчиком получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Заявитель не доказал, что требования извещения об аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение конкуренции.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При указанных обстоятельствах Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ в действиях заказчика, уполномоченного органа при формировании описания объекта закурки.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Установлено, что участниками закупки с использованием электронной площадки направлено 2 запроса от 28.03.2023 и 29.03.2023 на разъяснение положений извещения о проведении аукциона в части описания объекта закупки. На данные запросы заказчиком представлены соответствующие разъяснения в установленный срок.
Таким образом, отсутствуют основания считать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 105, ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу индивидуального предпринимателя Батуровой Полины Вячеславовны на действия заказчика - департамента строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении закупки: Поставка оборудования пищеблока для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (извещение N 0131200001023002309) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 14.04.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 19.04.2023 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии Тельпов И.А.
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 апреля 2023 г. N 036/06/33-558/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023