Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С. В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю. В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок
- Тельпов И. А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Сороколетов М. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителя ООО "Дитеско":
Пахомова А. С. (на основании приказа N2 о вступлении в должность генерального директора от 19.01.2018 г.)
при участии представителей Комиссии по осуществлению закупок Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
Рыжковой Ю. В. (на основании доверенности N8 от 10.01.2023 г.)
Репниковой О. Н. (на основании доверенности N5 от 10.01.2023 г.)
при участии представителя департамента дорожной деятельности Воронежской области:
Махонина В. В. (на основании доверенности N9 от 13.04.2023 г.)
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дитеско" на действия Комиссии по осуществлению закупок Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний материалов, используемых при выполнении дорожных работ, и результатов таких работ на автомобильных дорогах Воронежской области (номер извещения N0131200001023002460),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Дитеско" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний материалов, используемых при выполнении дорожных работ, и результатов таких работ на автомобильных дорогах Воронежской области (номер извещения N0131200001023002460) (далее - Конкурс).
Заявитель полагает, что извещение не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе вследствие отсутствия требования о наличии у участника закупки соответствующей аккредитации на проведение исследований.
Также, Заявитель полагает, что положения извещения о применении отдельных критериев оценки ограничивают конкуренцию.
Представители Уполномоченного органа, в свою очередь, считают, что описание объекта закупки составлено в соответствии с законодательством о контрактной системе, представитель Заказчика поддержали доводы Уполномоченного органа.
С целью дополнительного изучения материалов дела в рассмотрении объявлялся перерыв до 17.04.2023 г. до 16 часов 45 минут.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя, Заказчика и Уполномоченного органа, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
27.03.2023 года в ЕИС размещено извещение N0131200001023002460 о проведении конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний материалов, используемых при выполнении дорожных работ, и результатов таких работ на автомобильных дорогах Воронежской области (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта: 20 000 000 руб. 00 коп.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки также должно содержать проект контракта.
Так, к Извещению приложен электронный файл Приложение N2 (Проект контракта).
Как пояснил представитель Заказчика, согласно положениям ОДМ 218.11.005-2021 "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по метрологическому обеспечению измерений, испытаний и контроля в дорожном хозяйстве" (далее - ОДМ 218.11.005-2021) общие требования к компетентности испытательных лабораторий установлены в ГОСТ ISO/IEC 17025 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025), который, в свою очередь, устанавливает общие требования к компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию лабораторий.
В соответствии с разд. 8 ОДМ 218.11.005-2021 подтверждение соответствия требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025 осуществляется в форме аккредитации или добровольной сертификации.
Согласно п. 4.1.11 Проекта контракта, приложенного к Извещению, Исполнитель обязуется обеспечить соответствие лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025.
Таким образом, в соответствии с условиями Проекта контракта соответствие лаборатории будет осуществлено после заключения контракта.
Более того, для получения аккредитации необходимо отвечать ряду условий, в т. ч. иметь необходимое оборудование. Следовательно, установление требования к участнику закупки, предусматривающего наличие аккредитации, являлось бы нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии требования о наличии у участника закупки соответствующей аккредитации на проведение исследований не обоснован.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, помимо требований к участнику закупки, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.
Согласно подп. "б" п. 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" (далее - Постановление N2604) может применяться такой показатель оценки как наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
Согласно п. 27 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подп. "б" п. 24 Постановления N2604, документом, предусмотренным приложением N1 (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подп. "б" п. 24 Постановления N2604, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
Так, Порядок рассмотрения и оценки заявок, приложенный к Извещению, содержит следующее:
"Перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки:
- стационарная испытательная лаборатория с комплектом оборудования, расположенная в Воронежской области:
- Асфальтоанализатор по ГОСТ Р 58401.19-2019 - 1 шт. или печь муфельная по ГОСТ Р 58401.15-2019- 1 шт.
- Уплотнитель Маршалла - 1 шт.
- Установка для приготовления образцов-плит (вальцовый уплотнитель) по ГОСТ Р 58406.4-2020 - 1шт.
- Установка для испытания образцов асфальтобетона на колееобразование по ГОСТ Р 58406.3-2020- 1 шт.
- Вакуумный пикнометр - 1 шт.
- Приспособление обжимное для испытания образцов по методу Маршалла (ГОСТ Р 58406.8-2019) - 1 шт.
- Комплект сит (0,063; 0,125; 0,25; 0,5; 1,0; 2,0; 4,0; 5,6; 8,0; 11,2; 16,0; 22,4, 31,5; 45,0 мм) для определения зернового состава асфальтобетонной смеси по ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020 - 1 шт.
- Пресс гидравлический обеспечивающий нагружение не менее 500 кН - 1 шт.
- Машина для испытания асфальтобетонных материалов с предельной нагрузкой 50 кН - 1 шт.
- Печь для старения битума по ГОСТ 33140-2014 -1 шт.
- Дуктилометр с возможностью определения усилия при растяжении - 1 шт.
- Пенетрометр - 1 шт.
- Аппарат для определения температуры размягчения битума - 1 шт.
- Аппарат для определения температуры хрупкости битума - 1 шт.
- Аппарат для определения температуры вспышки битума - 1 шт.
- Ротационный вискозиметр - 1 шт.
- Прибор Вика ОГЦ-1 - 1 шт.
- Климатическая камера - 1 шт.
- Шкаф сушильный с принудительной конвекцией, обеспечивающий поддержание температуры до 220°С и с погрешностью 3°С - 1шт.
- Баня термостатирующая обеспечивающая поддержание температуры не менее 60°С - 1 шт."
Также, Порядок рассмотрения и оценки заявок содержит перечень документов, предусмотренных подп. "б" п. 27 Постановления N2604.
Как пояснил Представитель Заказчика, Порядок рассмотрения и оценки заявок, равно как и Описание объекта закупки, приложенные к Извещению, содержат условие, что лаборатория, имеющаяся у участников закупки на праве собственности или ином законном основании, посредством которых осуществляется исследование, должны находиться на территории Воронежской области.
При этом, требование о наличии лаборатории в стационарном помещении, равно как и требование о наличии мобильных дорожных лабораторий, а также запрет на их использование, Заказчиком не установлено.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что положения Извещения о применении отдельных критериев оценки ограничивают конкуренцию, не обоснован.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дитеско" на действия Комиссии по осуществлению закупок Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний материалов, используемых при выполнении дорожных работ, и результатов таких работ на автомобильных дорогах Воронежской области (номер извещения N0131200001023002460) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С. В. Михин
Заместитель Председателя Комиссии Ю. В. Рощупкина
Член Комиссии И. А. Тельпов
Член Комиссии М. С. Сороколетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 апреля 2023 г. N 036/06/31-636/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023