Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии; заместитель начальника отдела;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - департамента строительной политики Воронежской области Мироненко Н.Д. (доверенность от 15.04.2023 года N 61-11/745)
ООО "СВК СТАНДАРТ" Злобина С.А. (приказ от 14.10.2019 года), Горячевой И.А. (доверенность от 20.02.2021 года),
рассмотрев обращение заказчика - департамента строительной политики Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СВК СТАНДАРТ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения закупки: Выполнение подрядных работ для государственных нужд на корректировку рабочей документации по объекту "Капитальный ремонт КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" (КУЗ ВО "ВОКПТД имени Н.С. Похвисневой"), г. Воронеж, ул. Тепличная, д. 1" (ИКЗ: 222366409523836640100101740017112243) (извещение N 0131200001022004295),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - департамента строительной политики Воронежской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СВК СТАНДАРТ" (далее - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения закупки: Выполнение подрядных работ для государственных нужд на корректировку рабочей документации по объекту "Капитальный ремонт КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" (КУЗ ВО "ВОКПТД имени Н.С. Похвисневой"), г. Воронеж, ул. Тепличная, д. 1" (ИКЗ: 222366409523836640100101740017112243) (извещение N 0131200001022004295) (далее - аукцион).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
20.05.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 966603.08 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2022 NИЭА1победителем аукциона признано - ООО "СВК СТАНДАРТ".
14.06.2022 года между департаментом строительной политики Воронежской области и ООО "СВК СТАНДАРТ" заключен контракт N01312000010220042950001 на выполнение подрядных работ для государственных нужд на корректировку рабочей документации по объекту "Капитальный ремонт КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой" (КУЗ ВО "ВОКПТД имени Н.С. Похвисневой"), г. Воронеж, ул. Тепличная, д. 1" (далее - контракт). Цена контракта - 681 120, 94 руб.
В соответствии с п.3 контракта:
3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по настоящему Контракту с момента заключения контракта до 29.07.2022.
3.2. Сроки выполнения отдельных видов работ устанавливаются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N1), график выполнения работ составляется Государственным заказчиком при заключении контракта. На основании п. 8.1. расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
22.03.2023 года заказчиком размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Контракт считается расторгнутым - 03.04.2023 года (по истечении десяти дней с даты поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На рассмотрении обращения представитель заказчика пояснил, что работы по контракту полностью не выполнены. Подрядчик письмом N 202 от 22.11.2022 (вх. N 61-10/4889 от 07.12.2022) известил заказчика об одностороннем расторжении контракта. В связи с продолжающимся нарушением срока выполнения работ заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На рассмотрении обращения представитель подрядчика пояснил, что с включением сведений об ООО "СВК СТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков не согласен, неисполнение контракта явилось следствием независящих от подрядчика обстоятельств, а именно: подрядчику стало известно, что работы, предусмотренные контрактом, ведутся иным подрядчиком в соответствии с заключенным контрактом на выполнение аналогичных работ, в связи с чем, 21.06.2022года ООО "СВК Стандарт" обратилось к заказчику с письмом о предоставлении разъяснений о сложившейся ситуации и о приостановке работ. 23.06.2022 года заказчиком дан ответ о целесообразности возобновление работ после направления в адрес подрядчика дополнительных исходных данных, а именно: технических решений по устройству системы вентиляции. На основании п. 1.2. контракта заказчик передает подрядчику исходно-разрешительную документацию и технические условия в объеме, предусмотренном техническим заданием. Однако заказчиком не представлены подрядчику: исходная разрешительная документация, технические условия, дополнительные исходные данные по устройству системы вентиляции. В силу чего подрядчик не мог исполнить контракт без предоставления данных документов. Данное нарушение в соответствии со ст. 719 ГК РФ является основанием для одностороннего отказа подрядчика от исполнения указанного контракта, в связи с чем, подрядчиком посредством почты России направлено извещение о расторжении контракта N202 от 22.11.2022 года, указанное извещение получено заказчиком - 06.12.2022 года, что подтверждается отчетом Почты России об отслеживании отправления.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что на основании ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ( ч. 19. ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Как установлено при рассмотрении обращения, подрядчиком посредством почты России в адрес заказчика направлено извещение о расторжении контракта N202 от 22.11.2022 года, указанное извещение получено заказчиком - 06.12.2022 года, что подтверждается отчетом Почты России об отслеживании отправления.
Вместе с тем, данное письмо, направленное по Почте России, не является документом, сформированным с использованием единой информационной системы, таким образом, применительно к части 20.1 ст. 95 ЗаконаN 44-ФЗ не является решением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с чем довод заявителя о том, что контракт с заказчиком расторгнут по инициативе заявителя, несостоятелен.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу указанной нормы основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта подрядчиком, которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения как заказчика, так и исполнителя.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.
На основании ч. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно п. 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Пунктом 1.2. контракта установлено, что заказчик передает подрядчику исходно-разрешительную документацию и технические условия в объеме, предусмотренном техническим заданием.
Как следует из материалов дела, ООО "СВК Стандарт" направило в адрес заказчика письмо от 21.06.2022 года (исх. N 88) содержащее информацию о том, что работы, предусмотренные контрактом, ведутся иным подрядчиком, в связи с чем просил предоставить разъяснения о сложившейся ситуации и уведомил о приостановке работ до получения ответа.
Письмом от 23.06.2022 года (исх. N 61-11/1452) заказчик ответил, что возобновление работ является целесообразным после направления в адрес подрядчика дополнительных исходных данных, а именно: технических решений по устройству системы вентиляции.
Как установлено при рассмотрении обращения, заказчиком не представлены подрядчику: исходная разрешительная документация, технические условия, дополнительные исходные данные по устройству системы вентиляции. Вследствие чего у подрядчика отсутствовала возможность проведения работ.
При установленных обстоятельствах тот факт, что работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком не выполнены, не может свидетельствовать о недобросовестности подрядчика, либо о пренебрежительном отношении к принятым обязательствам.
При этом, действия заказчика, выразившиеся в непредоставлении подрядчику технической документации и односторонний отказ от исполнения контракта, свидетельствуют о направленности поведения заказчика исключительно на прекращение правоотношений.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания действий подрядчика при исполнении обязательств по контракту недобросовестными, что применительно к ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ является необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
р е ш и л а:
отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СВК СТАНДАРТ" (394043, г. Воронеж, ул. Героев Красной Армии, дом 6, лит. А, офис 311, ИНН: 3662084368, КПП: 366601001; директор: Злобин Сергей Александрович, ИНН: 366311489222; учредители: Злобин Сергей Александрович ИНН: 366311489222; Полухин Сергей Викторович, ИНН:366510618850; Паршин Сергей Борисович, ИНН: 366213343730) .
Резолютивная часть решения объявлена: 10.04.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 13.04.2023 года
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 апреля 2023 г. N 036/06/104-519/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023