Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Тарская ЦРБ", учреждение, заказчик) обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" (далее - ООО ЧОО "Легионер", общество, исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 23.32.2110 от 10.11.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по охране (Реестровый номер 22.32.2110) (извещение N 0152200004722002056) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023),
исполнителя - "_" (доверенность N 9 от 08.12.2022),
в отсутствие представителя заказчика, в извещении которого предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено (вх. N 3326-ЭП/23 от 11.04.2023) обращение о включении информации об исполнителе в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 14.10.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 2575440 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 24.10.2022 ценовые предложения были поданы шестью участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 1864859,60 руб. было подано участником с идентификационным номером заявки 14 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2022 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО ЧОО "Легионер").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 10.11.2022 между учреждением и обществом заключен контракт с ценой 1864859,60 руб.
24.03.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в ходе исполнения контракта было установлено, что исполнитель не соответствует установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 10.04.2023, информация о расторжении контракта 11.04.2023 размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктами 3 и 5 части 2 указанной нормы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- проект контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В извещении о проведении электронного аукциона в графе "информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" были указаны даты начала и окончания исполнения контракта, а именно: 01.02.2023, но не ранее даты заключения контракта, 28.02.2024.
Аналогичная информация о сроках оказания услуг содержалась в пункте 1.2 заключенного сторонами контракта.
Извещением также было предусмотрено поэтапное исполнение контракта, в котором этапом исполнения контракта выступал один календарный месяц.
Требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона были сформулированы следующим образом:
"Установлено в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьями 3, 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1): наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности с указанием следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ N 2487-1".
В соответствии с электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагавшемся к извещению о проведении электронного аукциона, документами, подтверждающими соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, являлись:
"лицензия, или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление частной охранной деятельности с указанием следующего вида услуг:
охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ N 2487-1".
Из представленной оператором электронной площадки ЭТП Газпромбанк (вх. N 3462-ЭП/23 от 14.04.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/2357/23 от 12.04.2023) заявки участника закупки с идентификационным номером 14 (ООО ЧОО "Легионер") следовало, что в качестве подтверждения своего соответствия вышеприведенному единому требования была представлена копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности N 212 от 25.03.2022 со сроком действия до 25.03.2023.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между сторонами в силу заключенного контракта сложились отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 "Предмет контракта": "По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию на оказание охранных услуг (приложение N 2 к настоящему контракту) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом".
Раздел 2 контракта регламентировал порядок взаимодействия сторон, связанный с заключенным контрактом.
В частности, в пункте 2.2.5 контракта предусмотрена обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "Тарская ЦРБ" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 28.03.2023 в 14:11 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2553500299022000229) признается 28.03.2023 в 14:11 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой исполнитель.
Таким образом, ООО ЧОО "Легионер" в период с 29.03.2023 по 07.04.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
Омским УФАС России 12.04.2023 по адресу электронной почты исполнителя: legioner-e@mail.ru, содержащемуся в контракте, было направлено (исх. N ТШ/2357/23) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 14.04.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 18.04.2023 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. N 3491-ЭП/23 от 17.04.2023) пояснения исполнителя по вышеизложенным фактам.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО ЧОО "Легионер" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
27.03.2023 исполнитель направил заказчику информационное письмо, в котором указал на возможное принятие лицензирующим органом решения об отказе в продлении срока действия лицензии, в связи с чем обратился с предложением решить вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
Однако еще 24.03.2023 Управлением Росгвардии по Свердловской области принято решение об отказе в продлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности в связи с несоответствием лицензиата лицензионным требованиям, а также дополнительным условиям осуществления частной охранной деятельности, о чем общество было уведомлено (исх. N 623/9-454).
Комиссией из открытых данных, размещенных на официальном сайте Росгвардии (Режим доступа: https://rosguard.gov.ru/page/index/proverka-otkrytyx-dannyx-licenzij#null ), установлено, что лицензия, выданная обществу (на дату внесения сведений в реестр лицензий на осуществления частной охранной деятельности - 27.03.2023), находится в статусе "прекращена".
28.03.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись на основании представления лицензирующим органом сведений о признании лицензии утратившей силу.
3. Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 такого закона) и (или) поставляемому товару.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
Таким образом, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с не исполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков").
Из представленных материалов однозначно усматривается, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком на основании подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в связи с установлением несоответствия исполнителя пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и корреспондирующему требованию извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, принятое заказчиком на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не является основанием для включения информации об исполнителе в Реестр. Более того, само по себе направление данного обращения не регламентировано положениями части 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Иных документов и информации, подтверждающих факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом принятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта, БУЗОО "Тарская ЦРБ" представлено не было.
При указанных обстоятельствах информация об ООО ЧОО "Легионер" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер": 620014, г. Екатеринбург, ул. Юмашева, д. 20, ИНН 6658111085, КПП 665801001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" "_", ИНН 381506167703;
- об участнике общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 242400221506.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 апреля 2023 г. N 055/10/104-446/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023