Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии ____________ - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
____________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
____________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствии представителей заявителя - ____________, Заказчика - Куженерской городской администрации Куженерского муниципального района Республики Марий Эл, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу __________ от 11.04.2023 на положения извещения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства "Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог местного значения пгт. Куженер" (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru N 0108300006623000006 от 04.04.2023),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства "Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог местного значения пгт. Куженер", в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба Сысоева К.Н. на положения извещения об осуществлении закупки.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Нарушение в части неустановления обязательных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
2. Заказчик не установил требования применительно к включению участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков.
3. Отсутствие требования Заказчиком декларирования пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе "Участник закупки не является иностранным агентом" оставляет возможность допуска участников, не соответствующих данному требований.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалобы согласился.
Изучив представленные документы и материалы, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0108300006623000006 о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства размещено на официальном сайте 04.04.2023.
Дата и время окончания подачи заявок: 12.04.2023 09:53.
Дата подведения итогов определения поставщика: 14.04.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 251 098,31 рубля.
1. В силу части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), установлены дополнительные требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог местного значения пгт. Куженер
Согласно позиции 18 Приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, при этом цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 данной позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К информации и документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 данной позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 данной позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 данной позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Принимая во внимание объект закупки и размер начальной (максимальной) цены муниципального контракта в извещении о проведении электронного аукциона и в требованиях к заявке на участие в электронном аукционе Заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями позиции 18 Приложения к Постановлению N 2571.
Однако Извещением о закупке дополнительные требования к участникам электронного аукциона, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 18 Приложения к Постановлению N 2571, не установлены.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В извещении электронного аукциона требования, предусмотренные частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N2571, в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Как указано ранее, Заказчик обязан установить дополнительные требования, предусмотренные Постановлением N 2571.
Следовательно, установление требований, закрепленных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 2571, обязательно при формировании извещения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. На основании пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является иностранным агентом.
Согласно подпункту "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, включается в состав заявки участника закупки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно приложению N3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", заказчиком установлено требование о необходимости декларирования участниками закупки своего соответствия требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 7.1, 9, 10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, то есть отсутствует пункт 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод Заявителя является обоснованным, в действиях Заказчика имеются нарушения требований подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком при проведении электронного аукциона, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева Константина Владимировича обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Куженерской городской администрации Куженерского муниципального района Республики Марий Эл нарушение части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Куженерской городской администрации Куженерского муниципального района Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14 апреля 2023 г. N 012/06/106-300/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023