На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения государственными заказчиками законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: котировочные сессии (Реестровые NN9430283, 9419729, 9409938, 9409939, 9409566, 9409231, 9409248, 9409276).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) проводит внеплановую проверку в составе:
Председательствующего:
А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
С.Р. Гаришина - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок;
Н.А. Гришиной - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок;
в присутствии уполномоченных представителей ГБОУ "Школа N 1494": М.Ю. Дерибиной (доверенность N01-12/23 от 14.04.2023), М.А. Даниловой (доверенность N01-11/23 от 13.04.2023), ГБОУ "Школа N 1375": Н.А. Кобылянской (доверенность Nб/н от 25.11.2022), ГБУ "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы": Ю.Г. Соколовой (доверенность N 903 от 14.03.2023), ГБОУ г. Москвы "Школа N 1384 им. А.А. Леманского": В.Н. Нараба (доверенность N 5 от 13.04.2023), Д.В. Ольнева (доверенность N 34/1 от 14.11.2022), Е.В. Хотькова (доверенность N 1/3 от 19.01.2022), ГБОУ "Школа N 1362": С.И. Сабировой (доверенность N 13 от 16.03.2023), ГБОУ "Школа N 1272": А.В. Бурлакова (доверенность N 3 от 01.07.2022), ГБОУ г. Москвы "Школа N 1499 им. Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина": О.Л. Астафуровой (доверенность N б/н от 12.08.2022), а также в отсутствие представителей ГБОУ Школа N 1206, ООО"ЭМЕРМЕД", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/16038/23 от 13.04.2023,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение ООО"ЭМЕРМЕД" (далее - Заявитель) о нарушениях, допущенных государственными заказчиками (далее - Заказчик) при проведении котировочных сессий (Реестровые NN9430283, 9419729, 9409938, 9409939, 9409566, 9409231, 9409248, 9409276).
1. В своем обращении Заявитель указывает, что государственными заказчиками неправомерно заключены контракты по результатам котировочных сессий с ООО "Аптека+", поскольку у указанного Общества отсутствует лицензия на оптовую торговлю лекарственными средствами.
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные закупочные процедуры осуществлены с использованием автоматизированной информационной системы "Портал поставщиков".
Согласно постановлению Правительства Москвы от 24.10.2018 N1292-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Портал поставщиков" (далее - Постановление N1292-ПП) функцией АИС "Портал поставщиков" является автоматизация процессов заключения контрактов и договоров в соответствии со ст. 93 Закона о контрактной системе, не являющихся электронными закупками в понимании положений ст. 24.1 Закона о контрактной системе.
При этом, Законом о контрактной системе не регламентирована процедура заключения контракта по итогам закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию), ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для проведения контрольных мероприятий в рамках имеющихся полномочий.
2. Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Законом о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.03.2022 N 547 NОб утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" существует исчерпывающий перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность. В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения к ним относится:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения;
3. Хранение лекарственных препаратом для медицинского применения;
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Комиссией Управления установлено предметом котировочных сессий является поставка наборов первой медицинской помощи, содержащих лекарственные средства, в частности:
- в рамках котировочной сессии 9430283: Валидол,
- в рамках котировочной сессии 9419729: Анальгин,
- в рамках котировочной сессии 9409938: Аммиака раствор,
- в рамках котировочной сессии 9409939: Аммиака раствор,
- в рамках котировочной сессии 9409566: Аммиака раствор,
- в рамках котировочной сессии 9409231: Анальгин,
- в рамках котировочной сессии 9409248: Аммиака раствор,
- в рамках котировочной сессии 9409276: Аммиака раствор.
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные лекарственные средства присутствуют в государственном реестре лекарственных средств на официальном сайте Росздравнадзора.
Также согласно п.2,п.3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, в состав товаров, необходимого к поставке в рамках данных котировочных сессий входят как изделия медицинского назначения, так и лекарственные средства, то есть по сути это медицинская укладка, в составе которой имеются лекарственные препараты, ввиду чего государственными заказчиками необходимо устанавливать требования о наличии у участников процедур лицензии на фармацевтическую деятельность на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении государственными заказчиками п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. В действиях государственных заказчиков выявлены нарушения п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель комиссии |
|
А.С. Спирякова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
С.Р. Гаришин |
|
|
Н.А. Гришина |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2023 г. N 077/06/99-4981/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023