Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Нанолек" (далее также - ООО "Нанолек", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности Зотовой А. В.;
заказчик - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее также - заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Цуевой Л. М.;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Волковой Л. Ю.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Нанолек" на действия заказчика, департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакцины против вируса папилломы человека (извещение N 0171200001923000997) (далее также - закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Нанолек" на действия заказчика, департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакцины против вируса папилломы человека (извещение N 0171200001923000997).
По мнению заявителя, описание объекта закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе: объект закупки определен путем указания двух международных непатентованных наименований лекарственных препаратов через союз "или" (Вакцина против вируса папилломы человека квадривалентная, рекомбинантная (типов 6, 11, 16, 18) или Вакцина против вируса папилломы человека рекомбинантная, адсорбированная, содержащая адъювант AS04), которые не являются взаимозаменяемыми, и, как следствие, не могут быть объявлены к закупке в составе одного лота.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 05.04.2023 размещено извещение N 0171200001923000997 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 658 375,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Указанные особенности установлены, в частности, постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Особенности).
В соответствии с пунктом 7 Особенностей при описании лекарственных препаратов, не включенных в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в описании объекта закупки используется информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащаяся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенном на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 5 электронного документа "Описание объекта закупки" предусмотрены функциональные, технические и качественные характеристики товара, оформленные в виде таблицы:
Международное непатентованное наименование или группировочное или химическое наименование КТРУ/ГРЛС |
Показатели товара в соответствии с КТРУ 1,2,5 |
Иные показатели товара (дополнительные характеристики лекарственного препарата) |
Единица измерения |
Количество 3 |
|
Лекарственная форма |
Дозировка, концентрация |
||||
Вакцина против вируса папилломы человека квадривалентная, рекомбинантная (типов 6, 11, 16, 18) или4 Вакцина против вируса папилломы человека рекомбинантная, адсорбированная, содержащая адъювант AS04 |
суспензия для внутримышечного введения |
0,5 мл/доза |
- |
доза |
450 |
Включено в реестр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: нет Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Нет |
Из приведенной таблицы следует, что объект закупки определен заказчиком и уполномоченным органом посредством указания двух международных непатентованных наименований лекарственных препаратов через союз "или".
Данная закупка осуществляется во исполнение Приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 01.12.2020 N/N 145-ОД/1694 "Об утверждении регионального календаря профилактических прививок по Ярославской области (далее - Приказ департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 01.12.2020 N/N 145-ОД/1694), которым в числе прочего предусмотрена вакцинация девочек против папилломатозной инфекции из детских домов (без указания на вид вакцины).
В настоящее время в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на официальном сайте Минздрава России, содержится информация о двух зарегистрированных вакцинах против вируса папилломы человека:
п/п |
Международное непатентованное наименование или группировочное (химическое) наименование |
Форма выпуска |
Торговое наименование |
Количество типов вируса папилломы человека |
1 |
Вакцина против вируса папилломы человека квадривалентная, рекомбинантная (типов 6, 11, 16, 18) |
Суспензия для внутримышечного введения |
Гардасил |
4 |
2 |
Вакцина против вируса папилломы человека рекомбинантная, адсорбированная, содержащая адъювант AS04 |
Суспензия для внутримышечного введения |
Церварикс |
2 |
Согласно информации, содержащейся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенном на официальном сайте размещенном на официальном сайте Минздрава России, данные препараты не являются взаимозаменяемыми.
Из положений статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Из Приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 01.12.2020 N/N 145-ОД/1694 следует, что объективной потребности заказчика соответствует любая зарегистрированная на российском рынке вакцина против вируса папилломы человека (без указания на конкретное международное непатентованное наименование, действие против конкретных типов вируса папилломы человека и т. д.).
Предусмотренное пунктом 7 Особенностей требование об использовании при описании объекта закупки информации о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащейся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенном на официальном сайте Минздрава России, распространяется только на закупки лекарственных препаратов, осуществляемые в соответствии с торговыми наименованиями таких препаратов, в то время как в рамках рассматриваемой закупки объект закупки определен посредством указания международных непатентованных наименований лекарственных препаратов (указано два международных непатентованных наименования через союз "или").
Предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запрет на включение в предмет одного контракта (одного лота) лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями (при условии превышения установленного предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) распространяется исключительно на случаи осуществления одновременной закупки в рамках одного лота двух и более лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями, поскольку только такие случаи могут повлечь ограничение числа потенциальных участников закупки.
Выбранный заказчиком способ описания объекта закупки (посредством использования союза "или"), напротив, способствует расширению круга потенциальных участников закупки, поскольку предполагает возможность выбора поставки одного из двух отвечающих потребности заказчика лекарственных препаратов самим участником закупки. В этой связи оспариваемые заявителем положения извещения об осуществлении закупки не могут быть расценены как ограничивающие конкуренцию или иным образом нарушающие права участников закупки (доказательств обратного заявителем не представлено).
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нанолек" (ИНН 7701917006) на действия заказчика, департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН 7604044726), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакцины против вируса папилломы человека (извещение N 0171200001923000997) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева |
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 апреля 2023 г. N 076/06/106-418/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023