На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 10.04.2023 N 119/23, на основании обращения заказчика РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' (вх. N 2571/23 от 10.04.2023 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"____."
в присутствии:
"____." - представителя заказчика РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'', действующего на основании Распоряжения N 240-р от 20.05.2020;
Ермошкина А.Ю. - представителя ИП "____."действующего на основании доверенности от 13.04.2023;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя Управления государственных закупок Брянской области,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' по факту уклонения ИП Кирченкова А.А. от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт Дома культуры с. Семеновск структурное подразделение РМБУК "СМКДО" N 0127200000223001382, установила следующее:
1. 10.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку изделий медицинского назначения N 0127200000223001382.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 949 926,00 рублей.
3. Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 NИЭА1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 120) Индивидуальный предприниматель "____." с ценой контракта 2 241 943,76 рублей.
4. 28.03.2023 заказчиком РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "____."
5. 04.04.2023 19:31 (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Протокол разногласий" от 04.04.2023.
6. 06.04.2023 11:44 (МСК) заказчиком размещен документ "Доработанный проект контракта" от 06.04.2023.
7. Регламентированный срок подписания ИП "____."проекта контракта с учетом направленного предпринимателем протокола разногласий определен не позднее 23 часов 59 мин. 07.04.2023, однако, в установленный Законом о контрактной системе срок, ИП "____."не разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ИП "____."
8. 08.04.2023 00:03 ч. от оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" в адрес заказчика РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' поступило "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
9. 10.04.2023 12:52 (МСК) Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 10.04.2023.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' (вх. 2669-ЭП/23 от 12.04.2023), ИП "____." (вх. N 2759-ЭП/23 от 14.04.2023, N 2809-ЭП/23 от 17.04.2023).
В рамках рассмотрения обращения РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' о включении сведений в отношении ИП "____.". в реестр недобросовестных поставщиков объявлялся перерыв до 14:00 ч. по мск 17.04.2023.
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на капитальный ремонт Дома культуры с. Семеновск структурное подразделение РМБУК "СМКДО" N 0127200000223001382 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' 28.03.2023 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "____."
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная пп."б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что 04.04.2023 ИП "____."в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, размещен протокол разногласий, 06.04.2023 заказчиком, в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, размещен доработанный проект контракта.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Регламентированный срок подписания ИП "____."контракта с учетом протокола разногласий определен не позднее 23 часов 59 мин. 07.04.2023.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки не подписал проект контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' 10.04.2023 сформировал протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика РМБУК ''СУЗЕМСКОЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'' по признанию ИП "____."уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, всесторонне изучив представленные материалы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ИП "____."не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что победителем закупки в регламентированный срок не подписан проект контракта, не предоставлено обеспечение исполнения контракта.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Так из письменных пояснений ИП "____."следует, что после получения уведомления о пропуске срока подписания контракта предпринимателем произведена проверка причин случившегося, по итогам которой было установлено, что бухгалтер предпринимателя, ответственная на подписание контрактов из-за загруженности, и малого опыта работы допустила ошибку и неверно рассчитала срок подписания контракта.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, победителю закупки необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 51 Закона о контрактной системе.
Однако, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что ИП "____."предпринимались действия направленные на заключение контракта.
Так, действиями, направленными на заключение контракта и подтверждением отсутствия умысла уклонения является оформленная в качестве обеспечения исполнения работ по контракту ИП "____."в установленный срок независимая гарантия от 05.04.2023.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что представленная гарантия выдана адресно (на заключение контракта ИКЗ 233322800347732520100100060024391244 (рассматриваемая закупка), о чем указано в реестровой записи гарантии) и соответствует всем требованиям Закона о контрактной системе, информация о данной независимой гарантии содержится в реестре независимых гарантий.
Кроме того, из письменных пояснений ИП "____.". следует, что он был заинтересован в исполнении контракта, 07.04.2023 (в регламентированный срок для подписания участником закупки контракта) индивидуальный предприниматель начал работу по подготовке к исполнению обязательств, а именно был осуществлен выезд на место проведения работ по контракту, при этом было обнаружено, что смета, приложенная заказчиком к извещению, не содержала всего перечня фактически необходимых работ на объекте, о чем заказчику было сообщено в письме от 07.04.2023.
Так же после получения уведомления о пропуске срока подписания контракта 10.04.2023 предпринимателем направлено письмо в адрес заказчика с просьбой отменить протокол признания предпринимателя уклонившимся от подписания контракта с сообщением о готовности исполнить обязательства по контракту.
Рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что включение ИП "____."в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) победителя закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
Сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Индивидуального предпринимателя "____."в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководителя инспекции "____."
Члены инспекции "____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 апреля 2023 г. N РНП-32-766
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023