Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
В отсутствие представителей "_"; (далее - заказчик),
При участии представителя "_"; (далее - подрядчик, участник закупки, победитель электронного аукциона, общество) - "_"; (доверенность от 11 апреля от 2023 года),
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 07 апреля 2023 года от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении "_";в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 20000239 от 15 сентября 2020 года на Выполнение работ по разработке проектной документации на привязку ранее приобретенной транспортабельной газовой котельной установки ТКУ-2240 и строительство подводящих инженерных сетей до СК "Олимпия" и ТКУ-2240.
"_";представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/423/23 от 10 апреля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные документы, установила следующее.
15 сентября 2020 года между МКУ "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска и "_"; был заключен муниципальный контракт N 20000239 на выполнение работ по разработке проектной документации на привязку ранее приобретенной транспортабельной газовой котельной установки ТКУ-2240 и строительство подводящих инженерных сетей до СК "Олимпия" и ТКУ-2240, ИКЗ 203380404106638040100100380017112414 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.2 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на привязку ранее приобретенной транспортабельной газовой котельной установки ТКУ-2240 и строительство подводящих инженерных сетей до СК "Олимпия" и ТКУ-2240.
Согласно п. 1.4 контракта Срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта до 05 февраля 2021 года.
В тоже время в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0134300025820000239, к участникам были установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявок участников), определенные в соответствии с п. п. 10, 15 информационной карты документации об аукционе.
Согласно п. 10 информационной карты аукциона заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. При этом в числе прочего вторая часть заявки участника должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии этих документов, а именно: копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Выписка должна быть представлена по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04 марта 2019 года N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
В составе заявки (N 108120821) "_"; были предоставлены:
выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 6 от 17 августа 2020 года (АС "Объединение проектировщиков "ПроектСити"), а также выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 12 от 17 августа 2020 года (АС "Объединение изыскателей "Альянс").
Из представленных документов следует, что специалистами заказчика был проведён мониторинг определения факта ведения хозяйственной деятельности данной проектной организацией.
Проверка проводилась путем получения выписки из ЕГРЮЛ, формирования реестра исполнительных производств на сайте ФССП, изучения истории судебных разбирательств в арбитражных судах, проверки реестра недобросовестных поставщиков и через электронные сервисы "Вестника государственной регистрации", а также путем поиска по ИНН юридического лица действующего членства в СРО.
По результатам мониторинга было установлено, что согласно информации из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах, размещенной в открытом доступе по адресу: https://reestr.nopriz.ru, на текущую дату "_"; лишилось необходимого для выполнения работ по заключенному муниципальному контракту членства в СРО, что делает невозможным достижение по нему результата и получения положительного заключения государственной экспертизы.
Согласно п. 8.4. контракта N 20000239 от 15 сентября 2020 года его расторжение в одностороннем порядке осуществляется в соответствии с требованиями ч.ч. 8-25 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что подрядчик ООО "ГУДВИЛЛ" перестал соответствовать требованиям, установленным в извещении о закупке N 0134300025820000239, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 20000239 от 15 сентября 2020 года.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 27 марта 2023 года.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Общества о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ является 27 марта 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 07 апреля 2023 года.
В пункте 1 Письма Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков" (далее - Письмо ФАС N ИА/16790/17) даны следующие разъяснения по вопросу о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в Реестр включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из системного толкования норм Федерального закона N 44-ФЗ и положений правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1078, Уполномоченный орган, при проверке фактов, являющихся основанием для принятия поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, помимо осуществления проверки формальных требований законодательства при принятии такого решения, также устанавливает и оценивает недобросовестность в действиях такого участника закупки.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков предполагает недобросовестное поведение поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в силу того, что заказчиком, в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указывается на наличие существенных нарушений условий контракта со стороны общества, в рамках рассматриваемого обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно установить факт недобросовестного поведения общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные заказчиком в отношении "_"; в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа "_"; в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023