Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Управления по Правобережному району администрации г. Братска (далее - Заказчик) - ходатайство от 14 апреля 2023 г.,
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - ООО "Энергосервис", Общество) - "_" (решениеN8 от 15 января 2021 г.), "_" (доверенность от 11 января 2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 12 апреля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Энергосервис" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Энергосервис" допущены нарушения существенных условий по государственному контракту от 10 июня 2022 года N Ф.2022.000124 на выполнение работ по очистке захламленных участков территории и транспортирование отходов производства и потребления V класса опасности, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Энергосервис" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/448/23 от 12 апреля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 19 мая 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 19.05.2022 N0134300025822000124".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 100 000 руб. 00 коп.
30 мая 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 30.05.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступила 1 заявка, признанная соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.05.2022 NИЭА1 заявка ООО "Энергосервис" признана победителем электронного аукциона.
10 июня 2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "По настоящему контракту ЗАКАЗЧИК поручает, а ПОДРЯДЧИК обязуется выполнить работы по очистке захламленных участков территории Правобережного района города Братска (несанкционированные свалки) от отходов и транспортирование отходов производства и потребления V класса опасности (отходы лесопиления) объемом 8571,6 м3 с учетом схемы места по очистке захламленных участков (приложении N 1 к настоящему контракту), ЗАКАЗЧИК обязуется принять и оплатить фактически выполненные работы.".
Согласно пункту 1.2 Контракта: "Срок исполнения работ: в течении 45 календарных дней с момента заключения муниципального контракта.".
Следовательно, крайний срок исполнения обязательств по Контракту 25 июля 2022 г. включительно.
Из пояснений Заказчика установлено, что в установленный срок Общество не исполнило обязательства по Контракту в полном объеме.
Вместе с тем, 27 июля 2023 г. ООО "Энергосервис" частично исполнило обязательства по Контакту в объеме 602,7 м3, данный факт подтверждается актом выполненных работ от 27 июля 2023 г.
01 августа 2023 г. Заказчиком составлен мотивированный отказ на документ о приемке с приложением требования (претензии) к Обществу об исполнении обязательств по контракту в полном объеме в срок до 15 августа 2022 г.
В указанный срок требование не исполнено.
В своих пояснениях Заказчик указывает, что на 27 марта 2023 г. ООО "Энергосервис" обязательство по Контракту не исполнило.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено: "Настоящий контракт, может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 27 марта 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 07 апреля 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Комиссией установлено, что при заключении Контракта Заказчик указал на то, что Индивидуальный предприниматель Виноградова Татьяна Геннадьевна (далее - ИП Виноградова Т.Г.) согласна оказать услуги по приему отходов производства и потребления V класса опасности.
С целью заключения договора на оказание услуг по приемке отходов производства и потребления V класса опасности ООО "Энергосервис" обратилось к ИП Виноградовой Т.Г.
В адрес ИП Виноградовой Т.Г. было направлено письмо от 06 июня 2022 г. Исх. N 28 с просьбой заключить договор на оказание услуг по приему отходов производства и потребления V класса опасности (отходы лесопиления) объемом 8571,6 м3.
Из пояснений Общества установлено, что на личной встрече ООО "Энергосервис" с ИП Виноградовой Т.Г. было достигнуто соглашение по приему отходов по стоимости 135 рублей за 1 м3, но по условиям ИП Виноградовой Т.Г., а именно: при 100% предоплате наличными денежными средствами и без заключения договора. ООО "Энергосервис" на данные условия согласиться не могло, и просило заключить договор и предоставить реквизиты для перечисления денежных средств. В дальнейшем ИП Виноградова Т.Г. от сотрудничества отказалась, и на письма, направленные в ее адрес, с просьбой заключить договор не отвечала.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что 08 июня 2023 г. ООО "Энергосервис" обратилось к Обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Северный Оператор" (далее - ООО "РСО"), оказывающее услуги по обращению с ТКО, с просьбой заключить Договор на оказание услуг по захоронению (приёму) отходов V класса опасности.
В ответ на данное письмо ООО "РСО" направило ответ от 20 июня 2022 г. N 654 в котором указало, что не может оказать услуги по размещению (захоронению) отходов лесопиления и древесных (горючих) отходов на полигонах г. Братска.
В последующем ООО "Энергосервис" письмом от 21 июня 2022 г. исх. N32 обратилось к Заказчику с тем, что ООО "Энергосервис" не имеет возможности по независящим от него причинам исполнить обязательства по Контракту в связи с отсутствием места для приема и захоронения отходов V класса опасности. И попросило в соответствии с п. 8.2 Контракта расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Заказчик направил ответ от 13 июля 2022 г. N ИС-16883/26/22, в котором сообщил, что расторгнуть Контракт по соглашению сторон в данном случае недопустимо.
15 июля 2022 г. ООО "Энергосервис" направило претензию по досудебному урегулированию спора в адрес Заказчика Nб/н, в котором просило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
27 июля 2022 г. ООО "Энергосервис" выполнило работы по очистке захламленных участков территории по транспортированию отходов производства и потребления V класса опасности в объеме 602,7 м3, что подтверждается спецификациями отходов производства и потребления, передаваемых для размещения (захоронения) на полигоне Правобережного округа от 27 июля 2022 г. и 29 июля 2022 г., а также счет-фактурой N1132 от 31 июля 2022 г.
После выполнения частичной работы по очистке захламленных участков территории по транспортированию отходов производства и потребления V класса опасности ООО "Энергосервис" исполнить обязательства по Контракту больше не представлялось возможным, ввиду отсутствия организаций и мест для приема и захоронения отходов V класса опасности на территории муниципального образования города Братска.
Совместно с представителями Заказчика и ООО "Энергосервис" был составлен акт от 27 июля 2022 г., в котором отражено, что работы выполнены частично. Условия муниципального контракта выполнены не в полном объеме. Заказчик отказался оплатить сумму в размере 126 567,00 рублей за фактическое исполнение контракта.
01 августа 2022 г. N Ис-18385/26/22 в адрес ООО "Энергосервис" поступило требование (претензия) от Заказчика, в которой было сказано, что срок исполнения муниципального контракта продлен до 15 августа 2022 года.
Письмом от 02 августа 2022 г. исх. N 40 ООО "Энергосервис" обратилось к Заказчику с просьбой сообщить организацию или место для приема и захоронения отходов V класса опасности на территории муниципального образования города Братска.
На данное письмо Заказчик от 08 августа 2022 года исх. N Ис-18995/26/22 ответил, что по информации комитета промышленности и транспорта администрации города Братска, согласно государственному реестру объектов размещения отходов на территории города расположены: полигон промышленных отходов и свалка нетоксичных строительно-промышленных отходов "Моргудон", эксплуатирующая организация ПАО "РУСАЛ Братск".
Комиссией установлено, что ООО "Энергосервис" письмом от 08 августа 2022 года исх. N 45 обратилось к управляющему директору ПАО "РУСАЛ Братск" Зенкину Е.Ю. с просьбой заключить договор на оказание услуг по захоронению (приему) отходов производства и потребления V класса опасности (отходы лесопиления) на полигоне промышленных отходов и свалке нетоксичных строительно-промышленных отходов "Моргудон".
На данное письмо был получен ответ от 10 августа 2022 года N РБ-Исх-22-45-0258 в котором было сказано, что в соответствии с действующей лицензией на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ПАО "РУСАЛ Братск" не может осуществлять деятельность по сбору и размещению отходов от сторонних организаций, кроме этого отходы лесопиления отсутствуют в перечне отходов ПАО "РУСАЛ Братск", которые можно размещать на ОРО ПАО "РУСАЛ Братск", зарегистрированных в ГРОРО.
Далее ООО "Энергосервис" повторно обратилось к ИП Виноградовой Т.Г. Ей было направлено письмо от 04 августа 2022 г. исх. N 43 с просьбой заключить договор на оказание услуг и приему отходов производства и потребления V класса опасности (отходы лесопиления) объемом 8571,6 м3.
ИП Виноградова Т.Г. направила письмо от 11 августа 2022 г., в котором указала, что для заключения договора необходимо представить маркшейдерскую документацию, выполненную специализированной организацией о том, что планируемые к поставке отходы в объеме 7968,9 кубических метров - являются отходами производства и потребления V класса опасности (отходами лесопиления).
ООО "Энергосервис" направило письмо от 17 августа 2022 г. исх. N 47 Заказчику с просьбой предоставить подтверждающие документы, выполненные специализированной организацией о том, что отходы в объеме 8571,6 м3 - являются отходами производства и потребления V класса опасности (отходами лесопиления).
Заказчик направил ответ на письмо (от 17 августа 2022 года на Исх. N47) от 23 августа 2022 года Ис-20198/26/22, в котором указал, что согласно технического отчета по определению местоположения, площади и объема отходов производства и потребления на территории МО города Братска, на территории несанкционированного складирования отходов по адресу: РФ, Иркутская область, г. Братск, Правобережный район, земельный участок к координатами N 56° 16.382' Е10Г55.1485 состав отходов: отходы лесопромышленной деятельности (обрезки досок, горбыль, опилки, щепа и пр.) В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов данные виды отходов относятся к V классу опасности и паспортизации не подлежат.
ООО "Энергосервис" также направило письмо ИП Виноградовой Т.Г. от 18 августа г. исх. N 48 о предоставлении следующих документов, а именно: копию лицензии на осуществление деятельности по приему и размещению отходов V класса опасности. Экономическое обоснование величины указанного в письме от 11 августа 2022 года тарифа.
ООО "Энергосервис" обратилось к ИП Виноградовой Т.Г. ей было направлено письмо от 06 сентября 2022 г. исх. N 51 с просьбой заключить договор на оказание услуг и приему отходов производства и потребления V класса опасности (отходы лесопиления) объемом 7968,9 м3, а также были направлены документы ранее запрошенные.
Ответа от ИП Виноградовой Т.Г. получено не было.
Также ООО "Энергосервис" направило письмо от 06 сентября 2022 г. исх. N 52 Заказчику с просьбой заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту, а именно: продлить срок исполнения обязательств по муниципальному контракту до 15 декабря 2022 года.
На данное письмо был получен ответ от 21 сентября 2022 г. исх. NИс-23007/26/22 о том, что заключить дополнительное соглашение не представляется возможным.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Энергосервис" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Энергосервис", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Энергосервис", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023