Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии "_";
при участии представителя Администрации муниципального образования "Катангский район" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N6 от 16 января 2023 г.),
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" (далее - ООО "БурВод-Трейд", Общество, Подрядчик) - "_" (доверенность N13/06122022 от 06 декабря 2022 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 12 апреля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "БурВод-Трейд" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "БурВод-Трейд" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 14 марта 2023 года N 18 на выполнение работ по расчистке автозимников: 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "БурВод-Трейд" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/455/23 от 12 апреля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 22 февраля 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 22.02.2023 N0834300037423000003".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 583 765 руб. 76 коп.
03 марта 2023 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 03.03.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.03.2023 NИЭА1 заявка ООО "БурВод-Трейд" признана победителем электронного аукциона.
14 марта 2023 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по расчистке автозимников25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея(далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Согласно пункту 3.1 Контракта: "Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: по расчистке автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея с даты заключения контракта до 31 марта 2023 года, произвести три расчистки при получении заявок Заказчика.".
Из пояснений Заказчика установлено, что заявка N1 на выполнение работ по контракту была направлена в адрес ООО "БурВод-Трейд" 14 марта 2023 г.
Согласно данной заявке ООО "БурВод-Трейд" необходимо представить незамедлительно информацию о начале и завершении работ, информацию о ходе выполнения работ представить 23 марта 2023 г.
Из пояснений Заказчика установлено, что 23 марта 2023 г. ООО "БурВод-Трейд" сообщило о завершении выполнения работ по заявке N1 от 14 марта 2023 г.
24 марта 2023 г. комиссией, созданной распоряжением Заказчика N4-ро от 10 января 2023 г. проведены обследования на предмет выполнения работ, в части соответствия техническому заданию.
В представленных пояснениях Заказчик указывает, что в ходе проведения обследования комиссией Заказчика зафиксированы факты наличия обломанных тонкомерных деревьев, выступающих заостренными обломанными концами на проезжую часть, которые создают препятствие движению автотранспорта.
В результате проведения обследования комиссия Заказчика пришла к выводу о том, что работы по расчистке автозимников не выполнены и составила акт от 27 марта 2023 г. о следующем:
- автозимник 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы д. Тетея, полотно автозимника переметено снегом, проезд на автотранспорте затруднен;
- автозимник 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, разъездные карманы засыпаны снегом, снежное полотно не уплотнено согласно техническому заданию, отсутствует проезд через р. Юктунон (колейность, разлив воды глубиной до 80 см.);
- автозимник 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, отсутствуют в достаточном количестве разъездные карманы, ширина полотна автозимника менее 6 м (отсутствуют обочины).
На момент проведения обследования 24 марта 2023 года объекта работы по расчистке автозимников: 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы д. Тетея работы по расчистке не выполнены.
Согласно пункту 5.4.3 Контракта Подрядчик должен "Обеспечить соответствие выполняемых Работ требованиям Технического задания (Приложение 1 к Контракту), условиями Контракта.".
Пункт 13 Технического задания устанавливает следующее "Наличие техники не менее 5 единиц: тракторы на пневмоколесном ходу, тракторы на гусеничном ходу, погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные, тракторы на гусеничном ходу с применением клина.".
В ходе рассмотрения обращения представитель Заказчика пояснил, что согласно пояснительной записке специалиста Заказчика при проверке состояния автозимника 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно был встречен Подрядчик, осуществляющий расчистку двумя единицами техники (1 бульдозер, 1 Камаз бортовой).
По мнению Заказчика, данный факт являлся нарушением существенных условий Контракта.
Кроме того, в своих пояснениях Заказчик указывает, что за период работы автозимника в адрес Заказчика неоднократно поступали жалобы от жителей населенных пунктов, на обозрение Комиссии данные обращения представлены не были.
На ознакомление Комиссии было представлено обращение депутата Ербогаченского МО Лытина А.А. в прокуратуру Катангского района о невозможности проезда до населенных пунктов Тетея, Хамакар без указания даты составления данного обращения.
Также, Заказчиком на рассмотрении обращения были представлены обращения ООО "ВитимЭнерго" 17 и 27 февраля 2023 г. о невозможности доставки ГСМ для обеспечения электроснабжения в населенных пунктах Наканно, Хамакар, Тетея. Данным обращениям Комиссией не была дана правовая оценка, ввиду направления данных обращений до заключения Контракта N18 от 14 марта 2023 г. на выполнение работ по расчистке автозимников: 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 28 марта 2023 года.
04 апреля 2023 года в адрес Заказчика поступило письмо-претензия от СПО "Каравай" о том, что автозимник по направлению с. Ербогачен - с. Хамакар был переметен снегом, что затруднило проезд автотранспорта.
Из пояснений Заказчика установлено, что им был произведен повторный осмотр на качество выполнения и устранения недостатков, данный факт подтверждается актом обследования объекта от 05 апреля 2023 г. По результатам обследования комиссия Заказчика выявила, что на момент проведения обследования 05 апреля 2023 г. объекта работы не выполнены.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10 апреля 2023 года.
06 апреля 2023 г. ООО "БурВод-Трейд" на сайте ЕИС разметил следующие документы: акт о приемке выполненных работ N2 от 06 апреля 2023 г., Справку КС-3 от 05 апреля 2023 г., акт выполненных работ КС-2 от 05 апреля 2023 г., счет на оплату N2 от 05 апреля 2023 г.
Комиссией Иркутского УФАС установлено, что на момент рассмотрения обращения Заказчиком согласно данным ЕИС не размещены документы о приемке или отказе в приёмке данных документов.
Вместе с тем, в письменных пояснениях Заказчика указано, что документы, представленные Обществом, не соответствуют фактически выполненным работам. Доказательств, подтверждающих данный факт Заказчиком не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
В пояснениях ООО "БурВод-Трейд" указано, что, действуя добросовестно, с учетом ограниченных сроков исполнения обязательств по контракту Общество 11 марта 2023 г. до заключения Контракта N18 от 14 марта 2023 г. приступило к расчистке автозимника 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея.
14 марта 2023 г. Обществом получена заявка N1 от 14 марта 2023 г.
В связи с неблагоприятными погодными условиями 15 марта 2023 г. Обществом была проведена повторная расчистка автозимника 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея. Данный факт ООО "БурВод-Трейд" подтверждает представленными на обозрение Комиссии видеоматериалами с видеорегистратора с указанными датами и временем, совершения действий по расчистке (FILE230315-093010F, FILE230315-093510F, FILE230315-094010F и т.д.).
На рассмотрении обращения представитель Общества указал на то, что 16 марта 2023 г. был расчищен автозимник 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, в связи с неблагоприятными погодными условиями 20 марта 2023 г. в направлении автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар была повторна проведена расчистка.
Уведомлением N11 от 20 марта 2023 г. в адрес Заказчика Обществом было направлено уведомление о ходе проведения работ по Контракту, в соответствии с которым Общество приступило к расчистке автозимников во всех направлениях.
23 марта 2023 г. исх. N14 ООО "БурВод-Трейд" направило уведомление в адрес Заказчика о завершении выполнения работ по заявке N1 от 14 марта 2023 г.
24 марта 2023 г. Заказчиком было проведено обследование объекта. Обществом на обозрение Комиссии представлены сведения ФГБУ "Иркутское УГМС" (справка N308-15/01/1650 от 07 апреля 2023 г.), которыми были зафиксированы усиление ветра на дату проведения Заказчиком обследования объекта.
Общество 29 марта 2023 г. исх. N15 уведомил Заказчика о повторной расчистке 24 марта 2023 г. автозимника 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 марта 2023 г. автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 27 марта 2023 г. 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея.
03 апреля 2023 г. исх. N16 ООО "БурВод-Трейд" уведомило Заказчика о расчистке автозимника в направлении с. Тетея с организацией объезда через р. Юктунон, в направлении с. Хамакар.
В период проведения работ Общество осуществляло фото и видео фиксацию проводимых работ, данные материалы представлены на обозрение Комиссии, которым дана правовая оценка.
Кроме того, в ходе рассмотрения обращения представителем ООО "БурВод-Трейд" на обозрение Комиссии было представлено письмо N14-ф от 18 апреля 2023 г. от ООО "ВитимЭнерго", направленное в адрес ООО "БурВод-Трейд".
Из указанного письма установлено, что ООО "ВитимЭнерго" была осуществлена доставка топлива в полном объеме до населенных пунктов с. Хамакар, с. Наканно, с. Тетея в период с 05 декабря 2022 г. по 15 апреля 2023 г.:
- 14 февраля, 06 апреля с. Хамакар
- 17 марта с. Тетея
- 28 и 31 марта, 03 апреля с. Наканно.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "БурВод-Трейд", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 6 исполненных контрактов, по которым ООО "БурВод-Трейд", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "БурВод-Трейд", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "БурВод-Трейд", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "БурВод-Трейд", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023