Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.04.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения "_"; (далее - заказчик); представителей "_"; (далее - участник закупки, победитель электронного аукциона, "_"; .);
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении "_"; в реестр.
В своем обращении заказчик указывает, что участник закупки, являясь победителем электронного аукциона уклонился от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков.
"_"; представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона, запрашиваемые в уведомлении N 038/453/23 от 12.04.2023 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 21 февраля 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000123000765 на "Приобретение жилого помещения в г. Черемхово Иркутской области (за исключением ул. Некрасова, 16А; ул. Маяковского дома 169 А, 189 А,189 В, 189 Е, 189 Б), (далее - извещение о электронного аукциона).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 691 218 руб. 29 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 NИЭА1 победителем признан "_"; Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 27 марта 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Обществом.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Установлено, что 03 апреля 2023 года "_"; в адрес заказчика был направлен протокол разногласий.
06 апреля 2023 г. заказчиком в адрес "_"; был направлен доработанный контракт с учетом протокола разногласий.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2, 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, "_"; необходимо было подписать представленный проект контракта, представить обеспечение исполнения контракта, а также обоснование предлагаемой цены контракта до 07 апреля 2023 года.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки участник закупки проект контракта не подписал, следовательно, является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
10 апреля 2023 года заказчиком в единой информационной системе размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.04.2023 NППУ20_1.
Как следует из пояснений, представленных "_"; срок подписания контракта был нарушен, в связи с тем, что сотрудник ответственный за подписания контракта, находился в дороге и не имел технической возможности подписать контракт, а также не предупредил его, что не сможет этого сделать в срок.
При этом, "_"; в подтверждение факта добросовестности отмечает, что по квартире в г. Черемхово, предлагаемой к поставке в рамках контракта по Закупке, собраны правоустанавливающие документы (свидетельство о государственной регистрации права на объект прилагается), заключен договор задатка и выплачен задаток собственнику. Кроме того, была оплачена комиссия за независимую банковскую гарантию, что подтверждается платежным поручением.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, предприятие принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае не подписания контракта или не предоставления необходимых документов.
Изучив представленные документы, Комиссия не находит оснований для включения информации о "_"; в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить наличие намерений "_"; отказаться от заключения контракта, а как следствие и недобросовестности в его действиях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении "_";, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023