Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Екатеринбургский клинический перинатальный центр",
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- заинтересованного лица в лице ООО "Швабе-Урал",
- заинтересованного лица ООО "Терамо",
- заинтересованного лица ООО "Медариус",
- в отсутствие представителей заявителя в лице ИП Мизина А.Е., уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Мизина А.Е. (вх. N 7503-ЭП/23 от 06.04.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Екатеринбургский клинический перинатальный центр" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на инкубатор для новорожденных интенсивной терапии (извещение N 0162200011823000595), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Мизина А.Е. (вх. N 7503-ЭП/23 от 06.04.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Екатеринбургский клинический перинатальный центр" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на инкубатор для новорожденных интенсивной терапии (извещение N 0162200011823000595), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком при описании объекта закупки не был использован соответствующий объекту закупки код позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее по тексту - КТРУ), а также в извещение электронного аукциона включены дополнительные характеристики, не предусмотренные кодом КТРУ.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.03.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011823000595 на инкубатор для новорожденных интенсивной терапии.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 000 000,00 рублей.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 145).
Каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пп. "б" п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145).
На основании п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" извещения электронного аукциона установлены требования к закупаемому товару, где его наименование "Инкубатор для новорожденных интенсивной терапии" отнесено к коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее по тексту - код ОКПД2) - 32.50.21.160 "Инкубаторы для новорожденных", в отношении которого устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 878). Указанное ограничение установлено заказчиком в структурированной форме извещения электронного аукциона N 0162200011823000595.
Также, на заседании Комиссии установлено, что в отношении товара "Инкубатор для новорожденных" по установленному заказчиком коду ОКПД2 - 32.50.21.160, предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный".
При этом, Заказчиком при осуществлении закупки товара "Инкубатор для новорожденных для интенсивной терапии" не применена позиция КТРУ - 32.50.21.160-00000003, установлены требования к характеристикам товара, не предусмотренным позицией КТРУ 32.50.21.160-00000003.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчиком в описании объекта закупки установлены подробные технические характеристики закупаемого оборудования, что продиктовано целью обеспечения всех необходимых клинических требований лечебно-профилактического учреждения с учетом специфики его деятельности, оказания качественной, эффективной, высокотехнологичной медицинской помощи пациентам-глубоко недоношенным новорождённым, новорождённым, с экстремально низкой массой тела, а также принципом стимулирования инноваций, который гласит, что при планировании и осуществлении закупок Заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путём закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
При этом, на заседании Комиссии представители заявителя, заинтересованных лиц пояснили, что "Инкубатор для новорожденных для интенсивной терапии" относится к "Инкубаторам для новорожденных стандартным", что подтверждается информацией размещенной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор):
- Инкубатор детский для интенсивной терапии BLF-2001, Производитель Medicor, Венгрия, РУ РЗН 2013/423 - 157920 "Инкубатор для новорожденных стандартный";
- Инкубатор для новорожденных SI-610-1, производитель TSE spol. s r.o, Чехия, РУ ФСЗ 2010/08651 - 157920 "Инкубатор для новорожденных стандартный";
- Инкубатор для новорожденных, модель Air Incu i, производитель Atom, Япония, РУ ФСЗ 2011/09726 - 157920 "Инкубатор для новорожденных стандартный".
Исходя из буквального толкования пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Как подтверждается материалами дела, в КТРУ содержатся позиции, сформированные на основе ОКПД2-32.50.21.160, в связи с чем в извещении об осуществлении закупки заказчики обязаны применить характеристики, предусмотренные КТРУ.
При таких обстоятельствах, заказчик не применил КТРУ при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки, чем нарушили положения ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе
В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Мизина А.Е. признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Екатеринбургский клинический перинатальный центр" выявлены нарушения ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Екатеринбургский клинический перинатальный центр", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностных (ого) лиц (а), подготовивших и разместивших извещение электронного аукциона N 0162200011823000595, с документами, закрепляющими за данными лицами служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 /Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _________________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 апреля 2023 г. N 066/06/23-1222/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023