Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 18.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании письма ФАС России исх. N МЕ/49839-ЛР/19 от 13.06.2019 о проведении инициативной внеплановой проверки в целях исполнения Поручения Президента РФ от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальны проектам от 08.05.2019 N 2), при участии в дистанционном режиме представителя МУ "Администрация Кундравинского сельского поселения" Соклаковой С.А., действующего на основании доверенности N 1 от 11.01.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, 22.02.2023 МУ "Администрация Кундравинского сельского поселения" объявило о проведении аукциона на оказание услуг по прочему захоронению мусора (Выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Кундравинского сельского поселения, расположенной по адресу: Чебаркульский район, д. Большаково) (изв. N 0169300019823000002) (далее - аукциион)
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 4 067 552, 00 рублей.
Согласно сведениям, размещенным в извещении о закупке, аукцион осуществлены в рамках федерального проекта "Чистая страна" национальный проект "Экология" (КБК 9700605810G1S3200244).
На момент проведения внеплановой проверки контракт N 3744200145123000004 от 14.03.2023 заключен с ООО "Радуга".
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых вида деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе по транспортированию отходов IV класса опасности (пункт 8 Приложения к Постановлению N 2290).
Согласно части 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
При этом, частью 9 статьи 21 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что выписка из реестра лицензий содержит все сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 данной статьи, а также сведения о дате формирования выписки.
Согласно статье 13 Закона N 478-ФЗ от 27.12.2019 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из совокупности указанных норм следует, что документом, подтверждающим наличие у участника закупки лицензии на осуществление указанных видов деятельности, в том числе, выданной лицензиату до 01.01.2021, начиная с 01.01.2022 является выписка из реестра лицензий.
В требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке указано условие о предоставлении участником закупки следующих документов, подтверждающих его право осуществлять деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (транспортирование отходов IV класса опасности):
- копия лицензий;
- выписка из реестра лицензий, в том числе в электронной форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343;
- декларация о своем соответствии требованию к наличию у него лицензии с указанием регистрационного номера лицензии, соответствующего номеру записи в реестре лицензий.
Таким образом, установленное в требованиях к содержанию и составу заявки условие о предоставлении в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, копии лицензии, а также декларации о своем соответствии требованию к наличию у него лицензии с указанием регистрационного номера лицензии, соответствующего номеру записи в реестре лицензий, не отвечает требованиям действующего лицензионного законодательства.
Более того, декларация о соответствии требованию о наличии лицензии с указанием регистрационного номера лицензии, не является документом, подтверждающим наличие права осуществлять лицензируемый вид деятельности, при этом предоставление такого документа как "декларация" в рамках подтверждения соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
Таким образом, требования к составу заявки участника закупки в части представления документов, подтверждающих право по транспортированию отходов IV класса опасности, содержат ряд документов, которые не предусмотрены лицензионным законодательством в области обращения с отходами, что противоречит пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При рассмотрении технического задания установлено, что предметом закупок является оказание услуг по прочему захоронению мусора, при этом закупка осуществляется за единицу услуги.
Пунктом 3.4 проекта контракта предусмотрено, что в соответствии частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе при исполнении муниципального контракта оплата выполненных работ осуществляется по цене единицы работы или услуги, исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимальное значение цены контракта, указанное в пункте 3.1 настоящего контракта.
Таким образом, проведение закупки за единицу услуги предполагает, что заказчик обязан установить порядок исполнения обязательств на основании заявки заказчика, а также порядок и сроки направления такой заявки, что отвечает требованиям части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2.2 проекта контракта выполнение работ осуществляется подрядчиком по адресам и в сроки, указанные в письменной заявке заказчика, по форме согласно приложению N 3 к контракту, вместе с тем, срок направления заявки заказчика в проекта контракта не определен, что не позволяет сделать вывод о надлежащем соблюдении заказчиком части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 3.2 проекта контракта указано, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, вместе с тем проведение закупки за единицу услуги в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе исключает возможность определения твердой цены на срок исполнения контракта, так как оплата услуг осуществляется исходя из объема фактически оказанной услуги с учетом стоимости единицы услуги.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, частей 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен на момент проведения внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2023 г. N 074/06/99-884/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023