Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 20.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сулеймановой О.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение АСО "ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ" (далее - заявитель), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Государственного казенного учреждения "Центр организации закупок Челябинской области" Зубовой Е.С., действующей на основании доверенности от 11.04.2023 N 06,
- представителя Государственного казенного учреждения "Центр организации закупок Челябинской области" Пичуговой Т.В., действующей на основании доверенности от 11.04.2023 N 04,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Троицк" Кобылиной Н.Ю., действующей на основании доверенности N 3 от 09.01.2023,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Троицк" Панасенко А.А., согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения обращения,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.04.2023 поступила информация о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0869200000222004793 на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области (далее - аукцион, закупка).
Проведение внеплановой проверки назначено на 12.04.2023.
Согласно представленным документам заказчик 28.09.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 506 666,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.10.2022 в 08:00.
На дату рассмотрения обращения контракт N 0869200000222004793 от 21.10.2022 заключен и исполнен.
В обращении указано, что в размещенном заказчиком проекте контракта в нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей к уплате заказчиком, юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами обращения заявителя не согласились, указали, что обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком, юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, возникает только в случае если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.
Кроме того, отмечается, что в рассматриваемой закупке лицом, обязанным уплатить установленные налоги и сборы, заказчик не является. Более того, с точки зрения статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ), заказчик в сложившихся отношениях не выступает в качестве налогового агента, а также не уплачивает страховые взносы. Расчет и уплату НДФЛ участник закупки осуществляет самостоятельно.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, в рассматриваемом проекте контракта отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком.
Согласно пояснений заказчика законодательством о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, связанной с оплатой контракта. Заказчик не выступает в указанной закупке в качестве налогового агента, не осуществляет оплату страховых взносов, а расчет и уплату НДФЛ участник закупки осуществляет самостоятельно.
Таким образом, согласно пояснений заказчика, требования пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе применяются с учетом положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при соблюдении совокупности следующих условий: налоги, сборы и иные обязательные платежи должны быть связаны с оплатой контракта, заказчик является налоговым агентом в соответствии со статей 24 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные лица (налогоплательщики) именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ налоговыми агентами.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ установлено, что особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ к категории налогоплательщиков, которые исчисляют и производят уплату налога отнесены физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что предметом контракта является приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области, победителем электронного аукциона признано физическое лицо (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2022), следовательно, обязанность по уплате налогов возникает у победителя электронного аукциона в связи с наличием статуса налогового агента.
Кроме того, следует отметить, что в силу пункта 4 статьи 420 Налогового кодекса РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, принимая во внимание специфику объекта закупки, оплата по контракту страховыми взносами не облагается.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что отсутствие в контракте условия об уменьшении суммы, подлежащей к уплате заказчиком, не повлияли на результаты закупки, так как у трех участников закупки, являющихся физическими лицами, подавших ценовые предложения, согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2022, при исполнении контракта возникает самостоятельное обязательство по исчислению и уплате налогов в соответствующий бюджет в рамках действующего налогового законодательства Российской Федерации.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта снижена на 16 %, что подтверждает наличие достаточной конкурентной среды при проведении аукциона, при этом заявки указанных участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке.
Доказательства нарушения прав и интересов заявителя или иных участников закупки антимонопольному органу не представлены.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушения, связанного с отсутствием в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей к уплате заказчиком, юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта. Доказательств обратного заявителем не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
О.В. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 апреля 2023 г. N 074/06/100-912/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023