Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в присутствии по ВКС представителей Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" (доверенности в материалах дела), в присутствии по ВКС представителей Заказчика - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова" МЗ КК (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителей ИП Иванова С.В., рассмотрев жалобу ИП Иванова С.В. на действия ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения для рентген хирургического отделения" (извещение N 0818500000823002581) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель полагает, что указанная Заказчиком при описании объекта закупки дополнительная характеристика "Аморфный карбид кремния" по позициям 45-53, установлена под одно медицинское изделие "Стент коронарный Orsito производства "Biotronik", что ограничивает количество участников закупки.
Уполномоченное учреждение и Заказчик предоставили письменные пояснения. С доводами жалобы Заявителя не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение 0818500000823002581).
Заказчик- ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 800 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки,
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-ПП 145), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено, в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности по поз. 45-53 применен (ОКПД2) 32.50.13.190 инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Заказчиком были применены КТРУ: поз.45 - 32.50.13.190-02480 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.46 - 32.50.13.190-02475 - стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.47 - 32.50.13.190-02438 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.48 - 32.50.13.190-02434 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.49 - 32.50.13.190-02358 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.50 -32.50.13.190-02358 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.51-32.50.13.190-02322 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; поз.52 - 32.50.13.190-02300 стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство.
Согласно п. 5 Правил ПП N 145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в каталожной позиции, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. В описании объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.
При описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по поз.45-53 требуется к поставке следующий товар:
Заказчик пояснил, что Описание объекта закупки закупки формировано исходя из профиля и целей деятельности заказчика. Все позиции, закупаемые в рамках процедуры, относятся к одноразовому инструментарию для малоинвазивных вмешательств, для проведения диагностических и лечебных рентгенэндоваскулярных процедур. Малоинвазивные вмешательства выполняются в одной операционной, в рамках одной процедуры, специалистом по рентгенэдноваскулярным методам диагностики и лечения. Невозможность выполнения вмешательства или высокий риск осложнений и негативного исхода, связанный не с характером заболевания, а с отсутствием требуемого инструментального оснащения, является недопустимым условием функционирования любого отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, так как неминуемо приведет к снижению эффективности и безопасности эндоваскулярного лечения, росту числа ситуаций, когда эндоваскулярное лечение технически невозможно, росту сердечно-сосудистой смертности и частоты повторных вмешательств.
В соответствии с приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", где утвержден Стандарт оснащения отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения, пунктами 4 и 5 которого предусматривается необходимость наличия полного набора одноразового инструментария для проведения диагностических и лечебных рентгенэндоваскулярных процедур в необходимом размерном ряде, а также набор хирургических инструментов для малоинвазивных вмешательств.
Коронарное стентирование считается стандартом чрескожных коронарных вмешательств, поскольку стенты способны уменьшить раннюю и позднюю эластическую отдачу (негативное ремоделирование) и рестеноз.
Все приведённые Заказчиком требования установлены с необходимыми допусками для обеспечения непрерывной и полноценной работы Заказчика с точки зрения оказания эффективной помощи пациентам с разными анатомическими особенностями строения и поражения коронарного русла. Различные проявления ишемической болезни сердца (ИБС) являются одной из основных причин инвалидизации и смертности населения. Сложность лечения ИБС заключается в многообразии клинических вариантов течения в зависимости от формы заболевания, сопутствующих состояний и их сочетаний, которые в совокупности определяют выбор тактики эндоваскулярного вмешательства и применяемых стентов.
Кроме различных комбинаций клинических ситуаций в каждом конкретном случае отмечается индивидуальное сочетание различных анатомических вариантов сосудистого русла (наличие извитости сосудов, различные диаметры, варианты отхождения основных стволов и ветвей коронарных артерий) и атеросклеротических поражений, которые также характеризуются индивидуальностью локализации, типов атеромы, степенью сужения сосуда, вплоть до полной окклюзии.
При лечении пациентов с ишемической болезнью сердца в ежедневной клинической практике в качестве основного инструмента используют коронарные стенты.
Такие свойства, как радиальная сила, эластическое спадение, укорочение, отношения металл - артерия, доступность боковых ветвей зависят от платформы стента и различаются между собой. Профиль стента и характеристики ячейки обеспечивают не только его физические свойства доставляемости через пораженный участок сосуда, но и влияют на отдаленный клинический результат.
Предусмотренная в Описании объекта закупки расширенная размерная линейка стентов позволяет врачу интраоперационно адаптироваться к любым анатомическим особенностям коронарного русла и морфологии поражений коронарных артерий пациентов, а также клинически доказанной необходимостью использования коронарного стента, точно соответствующего длине зоны поражения, с соответствующей длиной системы доставки. В совокупности же установленные Заказчиком характеристики обеспечивают необходимую гибкость стентов, доступность их установки в сосуд (в том числе на изгибе), в боковые ветви сосуда, что в итоге существенно улучшает непосредственные и отдаленные результаты вмешательства (в том числе существенно сокращает летальность).
Стенты являются имплантируемыми высокотехнологичными медицинскими изделиями и подбирать их необходимо в интересах пациента, поскольку они остаются пожизненно в организме. Если выбор сопутствующего диагностического и лечебного инструментария лишь косвенно отражается на успешности вмешательства, в значительной степени зависящего от практических навыков и опыта работы специалиста, то выбор сосудистых имплантов (стентов) оказывает прямое влияние на непосредственные и, особенно, отдаленные результаты лечения и выбор должен осуществляться с учетом объективной информации и в соответствие с международными рекомендациями.
При оказании плановой или неотложной хирургической помощи пациентам с ишемической болезнью сердца хирург должен иметь в арсенале всю размерную линейку стентов, поскольку невозможно заранее предположить анатомические особенности сосудистого и коронарного русла пациента в острых ситуациях, когда время от прибытия в приемное отделение до операции должно составлять от 20 до 60 минут (см. пункт 3.9.3 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 N 46740).
Тромбогенность стента и образование неоинтимальных образований определяются характеристиками поверхности платформы стента, электрохимическими особенностями поверхности стента и степенью деградации после имплантации.
Поверхность стентов из аморфного карбида кремния заметно снижает скорость адгезии тромбоцитов и активации тромбоцитов/фибрина по сравнению с поверхностями из нержавеющей стали или кобальтхромового сплава без покрытия, за счет увеличения критической электронной щели до более 0,9 эВ, что приводит к снижению переноса электронов из материала стента, а также и могут улучшить биосовместимость платформы стента. Таким образом: 1) применение стентов с покрытием из аморфного карбида кремния не имеет риска непосредственных послеоперационных осложнений; 2) имплантация стентов с покрытием из аморфного карбида кремния сопряжена с невысокой частотой повторных эндоваскулярных вмешательств. Материал стента - кобальто-хромовый сплав позволяет делать ребра конструкции более тонкими при сохранении оптимальной радиальной прочности и рентгеноконтрастности. Диаметр тонких ребер стента (не более 0,080 мм) обеспечивает исключительную гибкость и удобство продвижения его к месту установки - даже в сосудах самой сложной конфигурации. Кроме того, исследования in-vivo демонстрирует уменьшение количества аллергических реакций на ионы металла до 96 %, если поверхность стента покрыта аморфным карбидом кремния (PROBIO).
Таким образом, данные характеристики являются значимыми для Заказчика и определяют его потребность.
Указание определенных функциональных характеристик заказчиком является необходимостью, связанной с исполнением Приказов Министерства здравоохранения РФ в связи со спецификой выполняемой работы, а именно оказанием плановой и экстренной медицинской помощи населению. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона РФ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В рассматриваемом случае, устанавливая требования к характеристикам закупаемого товара, заказчик исходил из объективных потребностей при оказании им медицинской помощи, связанных с необходимостью обеспечения пациентов при проведении операций такими медицинскими изделиями, которые соответствуют особенностям состояния здоровья и медицинским показаниям оперируемых пациентов.
Заказчик пояснил, что им получено 3 ценовых предложения поставщиков, которые могут осуществить поставку медицинских изделий в соответствии с требованиями извещения электронного аукциона, что свидетельствует о наличии конкуренции между потенциальными участниками закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников процедуры закупки.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Иванова С.В. необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823002581).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 апреля 2023 г. N 393/2023 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - участники закупок - государственные и муниципальные нужды - лекарственные средства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023