Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе (далее - Комиссия):
<_____.>
<_____.>
<_____.>
В рамках исполнения решения Арбитражного Суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-13789/2022, рассмотрев материалы дела, представленные ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901025333) (далее - Заказчик) о внесении сведений об ООО "Лама" (ИНН: 5902885590) (далее - Исполнитель), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 26 от 21.02.2022 на "Поставку и монтаж быстровозводимого здания учебно-тренажерный комплекс "Теплодымокамера", цена контракта - 9 561 000,00 рублей, (извещение N 0190200000322000026) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В связи с тем, что расторжение контракта со стороны Заказчика осуществлено 11.11.2022 то рассмотрение материалов Комиссией осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент расторжения контракта.
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы проведения электронного аукциона и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев указанные выше материалы, Комиссией 18.11.2022 принято решение N РНП 089/06/104-1003/2022 в соответствии с которым сведения об ООО "Лама" (ИНН: 5902885590) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Не согласившись с решением Комиссии, ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" обратилось в Арбитражный суд ЯНАО с иском о признании решения Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России недействительным.
Решением Арбитражного суда ЯНАО от 06.03.2023 по делу N А81-13789/2022 Заявленные ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18.11.2022 N РНП 089/06/104-1003/2022. На Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" о внесении сведений об ООО "Лама" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 26 от 21.02.2022.
В рамках исполнения решения Арбитражного Суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-13789/2022 вступившего в законную силу 07.04.2023, рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
21.02.2022 на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 26 на "Поставку и монтаж быстровозводимого здания учебно-тренажерный комплекс "Теплодымокамера", цена контракта - 9 561 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку и монтаж быстровозводимого здания учебно-тренажерный комплекс "Теплодымокамера", далее по тексту Товар, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом поставку, монтаж Товара, в соответствии с условиями Контракта и Техническим заданием являющимся Приложением N 1.1. к Контракту.
Согласно п. 1.2 Контракта место поставки, монтажа и оснащения Товара:
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Красноселькупский район, с. Красноселькуп, ул. Огнеборцев, д.18/1;
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Ямальский район, с. Яр-Сале, ул. Федорова, д.28а;
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Пуровский район, п. Уренгой, ул. Герлогов, д. 10а.
Согласно п. 1.3 Контракта срок поставки, монтажа Товара: с даты заключения Контракта по 15 ноября 2022 года.
Поставка, монтаж Товара должны быть выполнены в указанный срок, с учетом географического расположения места поставки Товара, независимо от наличия налаженной транспортной логистики
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.10.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что в соответствии с п. 1.3. Контракта срок поставки, монтажа Товара: с даты заключения Контракта по 15 ноября 2022 года.
По состоянию на 31.10.2022 года обязательства Поставщиком не начаты и не исполняются.
В адрес Поставщика было направлено письмо от 12.09.2022 года N 89- 1652/01-08/9629 о ходе исполнения Контракта, претензия (требование) от 16.09.2022 N 89 1652/ 01-08/9897 о предоставлении сведений в срок по 22.09.2022 о ходе исполнения Контракта и сроках поставки Товара и требование об оплате штрафа за ненадлежащее исполнение Контракта. Ответов от Поставщика на запросы Государственного заказчика не поступало.
Учитывая, что до окончания срока поставки осталось менее 15 рабочих дней. Информации о ходе исполнения Контракта, сроках начала и окончания исполнения Контракта, не смотря на неоднократные запросы Заказчика, Поставщик не предоставил. Соответственно имеются достаточные основания полагать, что Поставщик не сможет исполнить свои обязательства в срок, установленный Контрактом.
В соответствии с п. 10.2. Контракта, расторжение Контракта допускается в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.2 Контракта Государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В письменных пояснениях, направленных в адрес Управления Поставщик излагает обстоятельства, оценка которым дана судом по делу А81-13789/2022 и принята во внимание Комиссией.
В суд от ООО "Лама", не поступило каких-либо пояснений относительно невыполнения условий контракта.
31.10.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Исчисление 10-дневного срока начинается с 01.11.2022. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст.191 ГК РФ).
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 11.11.2022.
Как следует из обстоятельств дела, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило нарушение Подрядчиком условий контракта.
Указанные обстоятельства были предметом проверки Арбитражным судом ЯНАО в рамках дела А81-13789/2022. Решением суда от 06.03.2023 года по делу N А81-13789/2022 исковые требования удовлетворены.
Учитывая обстоятельства, установленные Арбитражным судом в рамках дела N А81-13789/2022, Комиссия приходит к выводу, что халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры со стороны ООО "Лама".
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Исходя из вышеперечисленного, антимонопольный орган считает, что в действиях Поставщика присутствуют признаки недобросовестности, являющиеся основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, которые были установлены в рамках рассмотрения дел Арбитражными судами.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.
Ямало-Ненецкое УФАС оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных Поставщиком действий в рамках исполнения контракта и установив, что в действиях Поставщика присутствуют признаки недобросовестности, считает необходимым включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного выше и учитывая, что решение Арбитражного суда ЯНАО от 06.03.2023 по делу N А81-13789/2022 вступило в законную силу 07.04.2023, то Уполномоченным органом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) должна быть включена в реестр не позднее 18.04.2023.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Лама" (ИНН: 5902885590), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического Ефимове Льве Александровиче (ИНН: 590616932555), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Глухове Евгении Александровиче (ИНН: 594488657675) по обращению ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901025333) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 26 от 21.02.2022 на "Поставку и монтаж быстровозводимого здания учебно-тренажерный комплекс "Теплодымокамера", цена контракта - 9 561 000,00 рублей, (извещение N 0190200000322000026), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Лама" (ИНН: 5902885590), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического Ефимове Льве Александровиче (ИНН: 590616932555), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Глухове Евгении Александровиче (ИНН: 594488657675) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 апреля 2023 г. N 089/06/104-253/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023