Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<--------->,
Членов Комиссии:
<--------->;
<--------->,
при участии:
от Заказчика - представителей по доверенности;
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа, должным образом уведомлённого о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не представлено,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Научно-технический центр "Гипроград" на действия Заказчика - МУ "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Разработка комплексного проекта схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития, стратегии социально экономического развития муниципального образования", начальная (максимальная) цена контракта - 17 460 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000098) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 17.04.2023 07:00 (МСК+2)
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 19.04.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.04.2023.
5) на участие в конкурсе подано 5 (пять) заявок от участников закупки.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что:
1. Заказчиком необоснованно объединены в один лот работы не связанные между собой, а также неверно установил код ОКПД2.
2. Заказчиком в нарушение требований постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) неправомерно установлено требование о том, что к оценке будут приниматься контракты (договоры) по выполнению работ по подготовке градостроительной документации, технические задания которых предусматривают разработку стратегии социально-экономического развития и/или стратегии пространственного развития и/или концепции пространственного развития и/или концепции пространственного планирования и/или концепции градостроительного развития территорий и/или мастер-планов и/или программ комплексного развития одновременно систем социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур.
3. Заказчик умышленно вводит в заблуждение участников закупки, требуя в составе отчетных материалов исходные файлы и графические материалы в разных геоинформационных системах.
4. Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих гос. тайну, выданную УФСБ РФ.
Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы Заявителя в соответствии с которыми последний считает, что при формировании извещения об осуществлении закупки действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. С доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода Заявителя.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Требования к извещению об осуществлении закупки установлены ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая изложенное, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, работе, услуге, являющихся значимыми для Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
Как указывает заявитель, заказчиком неверно определен код ОКПД2 - 71.11.31.000 - Услуги по территориальному планированию и планировке территории городских поселений, округов, так как работы, в соответствии с техническим заданием, по разработке/актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной инфраструктур не имеют никакого отношения к услугам по территориальному планированию и планировке территории городских поселений, округов.
Между этим Комиссия отмечает, что в соответствии с техническим заданием, по мимо работ по разработке/актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной инфраструктур, содержатся работы по разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры, разработка стратегии социально-экономического развития и разработке предложений по внесению изменений в генеральный план муниципального образования, о которых заявитель в своих доводах не указывает и не оспаривает факт их отнесения к установленному заказчиком ОКПД2.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2016 г. N Д28и-344 при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2.
Кроме этого, согласно письму Министерства финансов РФ от 11 июня 2020 г. N 24-06-05/51015 следует, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 10, пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования каталога), код ОКПД 2 учитывается в коде позиции каталога и включается в справочную информацию, содержащуюся в позиции каталога. Вместе с тем указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и указывается в целях реализации соответствующих положений Правил формирования каталога. При этом Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, указываемых участниками в составе заявки на участие в закупке, а также перечень оснований для отклонения заявки на участие в закупке, в связи с чем соответствие или различие кода ОКПД 2 товара, работы, услуги участника закупки соответственно коду ОКПД 2 товара, работы, услуги, указанному в позиции каталога, не является условием допуска или отказа для участия в закупке.
В связи с указанными обстоятельствами, выбор заказчиком кода ОКПД2 при проведении закупки в данном случае, влияет только на установление способа определения поставщика, который в данном случае определен заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства и никак не относится к участникам закупки и к подаваемым ими заявкам, в связи с чем не может рассматриваться как ограничение конкуренции.
В части довода о необоснованном объединении в один лот работ не являющихся взаимосвязанными Комиссия сообщает, что согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Положениями Закона о контрактной системе не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг, однако с учетом положений ч. 3 ст. 17 Закона N135-ФЗ включение в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом контракта, запрещено если это приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, ни Закон о контрактной системе, ни Закон N135-ФЗ не раскрывают такие понятия как технологическая и функциональная связанность работ.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка работ, которые включают в себя: разработку программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования, разработку схемы теплоснабжения муниципального образования, разработку стратегии социально-экономического развития городского округа, актуализацию схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования, разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и разработку предложений по внесению изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Лабытнанги.
Исходя из установленных требований, исполнителю по контракту необходимо выполнить ряд действий по разработке схем, программ и стратегий отнесенных к деятельности муниципального образования, при этом ни в жалобе, ни на заседании комиссии, заявителем не приведены безусловные доказательства отсутствия технологической и функциональной связанности требуемых работ.
При этом Комиссия обращает внимание, что закупаемые заказчиком работы не осуществляются лицами в отношении которых законодательством РФ устанавливаются специальные требования, такие как лицензии, разрешения и т.д. Заявителем не приведено доказательств того, что закупаемый перечень работ не может быть выполнен одним исполнителем по контракту.
По своей сути, доводы жалобы Заявителя, указывают только лишь на само несогласие подателя жалобы с описанием и формированием объекта закупки Заказчиком, при этом не содержат безусловные доказательства обоснованности данных доводов.
В части довода об ограничении числа участников закупки необходимо отметить, что в соответствии с п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего проведение торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Также фактом отсутствия ограничения конкуренции связанным с описанием объекта закупки является то, что на участие в закупке подано 5 заявок, заявки всех участников признаны комиссией соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе, что свидетельствует о возможности выполнения одним исполнителем всего комплекса работ установленного техническим заданием.
В связи с указанными выше обстоятельствами Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, а довод жалобы заявителя не находит своего подтверждения, в связи с чем является необоснованным.
В отношении второго довода Заявителя.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в извещении о проведении Конкурса, критерий оценки содержит показатель, согласно которому предмет контракта (договора), оцениваемого по детализирующему показателю, должен быть сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного конкурса: - выполнение работ по подготовке градостроительной документации, технические задания которых предусматривают разработку стратегии социально-экономического развития и/или стратегии пространственного развития и/или концепции пространственного развития и/или концепции пространственного планирования и/или концепции градостроительного развития территорий и/или мастер-планов и/или программ комплексного развития одновременно систем социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур.
Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора) и (или) в описании объекта закупки (техническом задании), которое является неотъемлемой частью контракта (договора)
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Как указывает Заявитель установленный критерий о предоставлении в подтверждении опыта контрактов исключительно в области разработки градостроительной документации и услуг по территориальному планированию, ограничивает участников, имеющих опыт сопоставимого характера и объема в области разработки/актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, что нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и требования Постановления N2604.
На Заседании Комиссии заявителем также заявлено, что он не подал заявку на участие в закупке в связи с тем, что имеет опыт исполнения контрактов по разработке проектов схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые по его мнению не будут приниматься заказчиком для оценки опыта, в связи с чем считает бессмысленным участие в такой закупке, так как не станет ее победителем.
В опровержение довода заявителя, заказчиком сообщено, что так как работы по разработке проектов схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также входят в состав работ по закупке, то такие контракты (договоры) также принимаются комиссией к оценке. Обратного на заседании Комиссии заявителем не доказано.
Между тем Комиссия сообщает, что в соответствии с порядком оценки заявок, установленном в извещении о проведении Конкурса установлено, что предмет контракта (договора), оцениваемого по детализирующему показателю, должен быть сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного конкурса. Данное требование установлено в соответствии с Постановлением N2604, при этом норма действующего законодательства является императивной и обязательной для исполнения. Для определения требуемых видов работ, которым он должен соответствовать, участник закупки должен руководствоваться техническим заданием, согласно которому участник закупки имеет возможность самостоятельно определить какие виды работ подлежат оценке и рассмотрению комиссией по закупкам.
Вывод заявителя о том, что договора содержащие работы по разработке проектов схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не подлежат оценке, является личным убеждением подателя жалобы и ни какими обстоятельствами не подтвержден. Заявителем не подана заявка на участие в закупке, его опыт не подлежал оценке.
Между этим Комиссией проанализированы поданные заявки участников рассматриваемой закупки, среди которых участниками в качестве подтверждения опыта представлены договора по разработке проектов схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, при этом в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.04.2023 NПРОII1 данным участникам по нестоимостному критерию также начислены баллы, что в свою очередь опровергает довод заявителя.
Кроме этого Комиссия сообщает, что в соответствии с порядком оценки заявок, установленном в извещении о проведении Конкурса, заказчиком установлены два критерия оценки заявок: стоимостной и нестоимостной, при этом по стоимостному критерию оценки значимость критерия оценки составляет 60 процентов, по нестоимостному - 40 процентов. Нестоимостной критерий имеет два детализирующих показателя, среди которых наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, значимость критерия оценки по данному показателю составляет 80 процентов от значимости всего нестоимостного критерия, то есть 32 процента от значимости всех критериев оценки.
Как установлено сложившейся судебной практикой отсутствие опыта участника закупки не является основанием для отклонения заявки для участия в торгах. Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен прежде всего на выбор победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужного количества баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности. (Постановление Седьмого ААС от 06.09.2022 по делу N А67-707/2022).
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия не устанавливает в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе и Постановления N 2604, а довод заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
В отношении третьего довода Заявителя.
Как указано заявителем, в соответствии с пунктом 4.1 "Требования к результатам работ" Приложения N3 к техническому заданию, заказчиком установлено, что исходные файлы графических материалов, разработанные в специализированном программном обеспечении (Формат ГИС Maplnfo Professional версии 11.5 или новее, а также ГИС Аксиома, передаваемые графические материалы предоставляются в системе координат МСК. 89). При этом, в этом же пункте указано что электронная модель схемы теплоснабжения муниципального образования в электронном виде (электронная модель в формате, совместимом с ГИС "ZuluThermo" версии 7.0, используемым Заказчиком).
Руководствуясь вышеизложенным, у Заказчика установлен ПРК "ZuluThermo" версии 7.0, при этом отчетные материалы должны сдаваться Подрядчиком в ГИС Maplnfo Professional версии 11.5 или новее, а также ГИС Аксиома. При этом Заказчиком не установлено, что отчетные материалы могут сдаваться в аналогичном/эквивалентном ГИС (программном комплексе), как например в ГИС "Zulu" в котором фактически и будет проводиться разработка схемы теплоснабжения. Считает указанные формулировки ограничивают круг потенциальных Подрядчиков/Разработчиков, так как большинство схем теплоснабжения на территории Российской Федерации, включая ЯНАО разработаны на базе ПРК "Zulu".
В своих возражениях заказчик указал, что Заявителем перепутаны понятия отчетных материалов, сдаваемых заказчику. В п. 4.1 "Требования к результатам работ" Приложения N 3 к техническому заданию указано: Исполнитель передает Заказчику результат работы в составе:
1. Схему и обосновывающие материалы в количестве 2 (двух) экземпляров на бумажном носителе (формат А4, АЗ) и экземпляр в электронном виде (формат PDF, формат DOCX).
2. Комплект графической части в виде схем, графиков в количестве 2 (двух) экземпляров на бумажном носителе и экземплярах в электронном виде, сконвертированный в формат PDF, а также исходные файлы графических материалов, разработанные в специализированном программном обеспечении (формат ГИС Maplnfo Professional версии 11*5 или новее, а также ГИС Аксиома, передаваемые графические материалы предоставляются в системе координат МСК 89).
В составе комплекта графических материалов предусмотреть информацию, выполненную на топографической основе (при наличии) населенного пункта:
- зоны теплоснабжающих организаций:
- существующих и перспективных зонах действия источников тепловой энергии; магистральных тепловых сетях от теплоисточников до тепловых пунктов (камер), распределительных (квартальных) тепловых сетях от тепловых пунктов (камер) до конечных потребителей (совмещенная схема);
- строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение существующих теплоисточников, тепловых сетей и тепловых пунктов (камер) для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки с позиционным обозначением строящегося (реконструируемого, перевооружаемого) элемента системы на полке линии-выноски в соответствии с позицией (номером) данного мероприятия в табличных данных текстовой части;
- зоны эксплуатационной ответственности (зоны деятельности) теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- перспективных зонах деятельности ЕТО.
Электронная модель схемы теплоснабжения муниципального образования в электронном виде (электронная модель в формате, совместимом с ГИС "ZuhiThermo" версии 7.0. используемым Заказчиком).
Maplnfo это - географическая информационная система (ГИС), предназначенная для сбора, хранения, отображения, редактирования и анализа пространственных данных.
ГИС Аксиома - отечественная ГИС, множество функций и инструментов которой, реализованы аналогично Maplnfo Pro. Совместимость форматов позволяет использовать одни и те же данные для работы в ГИС Аксиома и Maplnfo Pro.
Графические материалы должны быть переданы Заказчику в формате ГИС Maplnfo Professional или в аналогичной - ГИС Аксиома, форматах предназначенных для загрузки в ГИСОГД ЯНАО.
Параллельно со схемами и графиками Подрядчиком должна быть разработана и сдана электронная модель схемы теплоснабжения, представляющая собой базу данных (информационный ресурс, набор данных) в формате, совместимом с ГИС "ZuluThermo" версии 7.0, которую использует Заказчик. ZuluThermo - это специализированная программа, созданная для выполнения гидравлических расчетов тепловых сетей для режимной наладки систем централизованного теплоснабжения.
То есть речь идет о различных отчетных материалах: графических и электронной модели, сдающихся в форматах, совместимых с ПО, установленных на рабочих местах Заказчика и отвечающих основным целям сданных материалов.
По данному доводу Комиссия сообщает, что в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, работе, услуге, являющихся значимыми для Заказчика.
Комиссия констатирует, что бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии заявителем не приведено безусловных доказательств невозможности выполнения требований установленных техническим заданием.
Также фактом наличия возможности исполнения требований установленных заказчиком является то, что на участие в закупке подано 5 заявок. Участники подавшие заявки на участие в закупке выразили свое полное согласие о выполнении установленных требований к работам (услугам).
В связи с указанными выше обстоятельствами Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе, а довод жалобы заявителя не находит своего подтверждения, в связи с чем является необоснованным.
В отношении четвертого довода Заявителя.
Как следует из жалобы, по мнению Общества, в документации открытого конкурса Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих гос. тайну, выданную УФСБ РФ.
В соответствии со статьей 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "О государственной тайне", к сведениям, содержащим гос. тайну, относятся сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих для поселений с численностью населения более 200 тыс. человек. Численность муниципального образования городской округ город Лабытнанги не превышает 26 тысяч человек.
В части данного довода Комиссия сообщает, что требования к участникам закупки устанавливаются в извещении об осуществлении закупки, а требования к составу и содержанию заявки устанавливаются приложением к такому извещению.
В соответствии с извещением по закупке N 0190300000223000098, а также согласно Приложения N3 к такому извещению "Требования к содержанию, состав заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению", заказчиком не установлено такого требования к участнику закупки, как наличия у него действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих гос. тайну, выданную УФСБ РФ и предоставлению такой лицензии в составе заявки.
Комиссией установлено, что о такой лицензии идет речь в Приложении N1 к извещению "Техническое задание", где пунктом 4.1 Приложения N4 к техническому заданию "Требования к содержанию работы по подготовке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Лабытнанги" установлено требование к исполнителю и результатам работ - наличие действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью допуска "секретно" и доступа к сведениям, раскрывающим схемы водоснабжения населенных пунктов, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1"О государственной тайне", согласно Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.
Однако отсутствие такого требования к участникам закупки и наличие его к исполнителю, не может рассматриваться как ограничение количества участников и не является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Кроме того Комиссия считает, что данное требование носит диспозитивную функцию установленную отсылкой о соответствии условий применения такого требования Закону Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1"О государственной тайне". В случае отсутствия условий применения предусмотренных законом, исполнение данного требования не может считаться обязательным.
На заседании Комиссии Заказчиком также было подтверждено, что данное требование не является обязательным, может быть исключено в последующем из контракта путем заключения дополнительного соглашения.
По мнению Комиссии данные действия заказчика не могут определяться как ограничение конкуренции и не противоречат действующему законодательству в сфере контрактной системы.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Научно-технический центр "Гипроград" на действия Заказчика - МУ "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Разработка комплексного проекта схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития, стратегии социально экономического развития муниципального образования", начальная (максимальная) цена контракта - 17 460 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000098), необоснованной.
Председатель Комиссии: <--------->
Члены Комиссии: <--------->
<--------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 апреля 2023 г. N 089/06/42-263/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023