Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 11.04.2023 N 7/23, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ООО "Компьютерные системы".
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 11.04.2023 N 7/23, в составе:
при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская центральная районная больница" (доверенность N 1075 от 11.04.2023), (доверенность от 12.04.2023), (доверенность N 5340 от 09.12.2022) уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (доверенность N ЦЗ 1-06-04 от 09.01.2023), в отсутствии заявителя - ООО "Компьютерные системы" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0826500000923002354) (далее - Электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
07.04.2023 в Белгородское УФАС России по средствам единой информационной системы поступила жалоба (вх. N 226-ЭП от 10.04.2023) от ООО "Компьютерные системы" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0826500000923002354).
Из жалобы следует, что извещение об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно: Заказчиком при описании объекта закупки установлена такая совокупность характеристик, которая соответствуют единственному производителю, включенному в реестр Минпромторга - Моноблок RDW Extreme 27 BA. При этом, как указывает Заявитель, срок действия реестровой записи из реестра российской промышленной продукции у производителя данной продукции истёк 31.03.2023.
10.04.2023 жалоба ООО "Компьютерные системы" была отозвана посредством единой информационной системы в соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 27.03.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 600 640,00 рублей.
На момент вынесения решения по результатам проведения внеплановой проверки по результатам Электронного аукциона контракт не заключен.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно извещению об осуществлении электронного аукциона заказчиком, с целью защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее Постановление N 616).
Согласно пункту 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 13 Правил формирования каталога в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включаются, в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
Заказчик при описании объекта закупки указал код позиции по КТРУ 26.20.15.000-00000037 - компьютер персональный настольный (моноблок). В соответствии с данной позицией КТРУ установлены наименования и значения характеристик, которые Заказчик вправе применять при описании объекта закупки.
Изучив информацию позиции КТРУ 26.20.15.000-00000037, Инспекция Белгородского УФАС России установила, что в отношении количества встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) (характеристика не является обязательной для применения) установлен диапазон значений характеристик от 1 до
4 штук; в отношении объема кэш памяти третьего уровня процессора (L3) (характеристика не является обязательной для применения) установлен диапазон значений характеристик
4 до
12 Мегабайт; в отношении частоты процессора базовая (характеристика не является обязательной для применения) установлен диапазон значений характеристик < 1 до
3.7 Гигагерц.
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит Приложение N 1 "Описание объекта закупки" - Спецификация на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (далее - Приложение N 1), в котором Заказчиком установлены показатели и значения показателей объекта закупки - продукции радиоэлектронной промышленности в соответствии с техническими характеристиками.
Исходя из описания объекта закупки, Заказчиком были установлены требования к компьютерам персональным настольным (моноблокам), в том числе, такие, как частота процессора базовая: Гигагерц 3,7; объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3)
6 Мб; количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0)
4 шт., которые оспаривались в жалобе Заявителя, при этом не противоречат описанию товара, включенному в соответствующую позицию КТРУ.
Утверждение ООО "Компьютерные системы" о соответствии требованиям Извещения об Электронном аукционе исключительно моноблоков производства RDW Extreme 27 BA и невозможности поставки товара иного производителя опровергается доказательствами, представленными Заказчиком и уполномоченным учреждением.
Как следует из письменного пояснения Заказчика, при формировании закупки Заказчиком проведен анализ рынка существующих товаров. Анализ показал, что на рынке существуют как минимум товары трех производителей, соответствующих потребности заказчика. Кроме того, при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был осуществлен сбор коммерческих предложений. Было получено три коммерческих предложения от потенциальных поставщиков.
В коммерческом предложении вх. N 1096 от 07.03.2023 представлен моноблок RDW модель Optimal 23AC 23/8" (реестровая запись N 5429/1/2021 от 31.12.2021 сроком действия до 31.03.2023). В коммерческом предложении вх. N 1097 от 07.03.2023 предлагался к поставке моноблок SafeRAY S131.Mi. В коммерческом предложении вх. N 1098 от 07.03.2023 представлен моноблок HomeNET HN-G-888 (реестровая запись N 1710/2/2021 от 14.07.2021 сроком действия до 31.03.2023) (копии писем представлены в материалы дела).
Таким образом, характеристики Приложения N 1, по состоянию на дату размещения закупки, соответствовали не менее трём моделям товара, произведенным на территории Российской Федерации, что не ограничивает конкуренцию.
В письменном пояснении Заказчик указал, что наличие встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) 4 шт. обусловлено потребностью подключения большого количества оборудования: оптический манипулятор типа "мышь", клавиатура, принтер, usb - флешка токен для авторизации на ПК. Поскольку приобретаемые моноблоки предназначены для оснащения районных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) к моноблоку необходимо подключать дополнительное медицинское оборудование. При этом не должна страдать производительность (быстродействие) ПК, которая зависит от базовой частоты процессора. Частота определяет число операций, которое процессор совершает за секунду. В Приложении N 1 Заказчиком установлена частота процессора базовая: Гигагерц
3,7.
Представитель Заказчика пояснил, что для стандартных операций (работы с офисными приложениями, выхода в интернет) достаточно показателя от 2 до 3,5 GHz. ПК средней производительности нужен цифровой процессор с частотой от 3,5 до 4 GHz. Профессиональные модификации требуют показателя более 4 GHz.
Исходя из пункта 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Инспекция установлено, что Извещение об Электронном аукционе не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования документации об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям Извещения об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
В силу части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В ходе заседания Заказчик пояснил, что по состоянию на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона, в реестрах на сайте Минпромторга реестровые записи как минимум трёх отечественных производителей, подходящих под описание КТРУ 26.20.15.000-00000037 "Компьютер персональный настольный (моноблок)", были действующими.
Первоначальный срок подачи заявок по данной закупке был установлен до 06.04.2023 до 09:00 (время МСК). Поскольку у большинства отечественных производителей срок действия реестровых записей в реестрах Минпромторга закончился 31 марта 2023 года и по состоянию на 04.04.2023 данные записи не были обновлены, Заказчиком с целью соблюдения требований Постановления N 616 и обновления срока действия закончившихся 31 марта 2023 года реестровых записей отечественных производителей в реестрах Минпромторга было принято решение о переносе даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0826500000923002354.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 04.04.2023 за два дня до срока окончания подачи заявок были внесены изменения в извещение, в том числе, в части информации о процедуре закупки и переносе даты окончания подачи заявок на 14.04.2023 г. до 09:00 (МСК).
12.04.2023 Заказчиком в ЕИС размещены изменения в извещение об осуществлении закупки на поставку продукции радиоэлектронной промышленности. В извещение об осуществлении закупки внесены, в том числе, изменения в разделе "Информация о процедуре закупки" в пункт "Дата и время окончания подачи заявок", изложенный в следующей редакции: "21.04.2023 09:00".
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана.
Руководствуясь статьей 99, Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - ОГБУЗ "Белгородская центральная районная больница", уполномоченным учреждением - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку программной системы для мониторинга и управления нарушений не выявлено.
Председатель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 апреля 2023 г. N 7/23 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - электронный аукцион - характеристика - государственные и муниципальные нужды - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023