Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев обращение ГКУ ТО "Тюменьлес" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Браво" (ОГРН: 1225000105770, ИНН: 5031147919) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку картриджей для оргтехники (реестровый номер закупки: 0167200003423000341, ИКЗ: 232720309062072030100100030012823242),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Браво" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 11/23 от 27.02.2023 на поставку картриджей для оргтехники.
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению ООО "Браво" о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 03.04.2023. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 11/23 от 27.02.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между ГКУ ТО "Тюменьлес" (Заказчик) и ООО "Браво" (Поставщик) по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423000341) заключен государственный контракт N 11/23 от 27.02.2023 на поставку картриджей для оргтехники на сумму 266 168,16 рублей (при начальной (максимальной) цене контракта- 492 904,80 рублей).
В соответствии с пунктом 1.1.контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку: картридж производства BLOSSOM TL-5120X (Россия) в количестве 21 шт., цена 7155,22 руб. за штуку, картридж производства BLOSSOM PC-211EV в количестве 57 шт., цена 1998,43 руб. за штуку, картридж производства BLOSSOM PC-211EV в количестве 1 шт., цена 1998,03 руб. в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту)
13.03.2023 г. в соответствии с условиями, согласованными сторонами в контракте, ООО "Браво" поставило товар Заказчику согласно счету N Б-000273 от 13.03.2023 на оплату товара: картридж оригинальный Blossom TL-5120X в количестве 21 шт., цена 7 155,22 за шт., картридж оригинальный Blossom PC-211EV в количестве 57 штук, цена 1 998,43 руб. за шт., картридж оригинальный Blossom PC-211EV в количестве 1 шт., цена 1 998,03 за шт.
16.03.2023 г. Заказчиком на основании ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что поставщик поставил товар, не соответствующий Описанию объекта закупки в извещении.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что в ходе экспертизы, предусмотренной п.5.4 контракта, Заказчик обнаружил, что поставленный ООО "Браво" товар не соответствует требованиям Заказчика, отраженным в Приложении N 1 (описании объекта закупки) к извещению N 0167200003423000341. Заказчик признал заявку Поставщика соответствующей извещению об осуществлению закупки ошибочно, так как Поставщик ввел в заблуждение Заказчика и комиссию по осуществлению закупок (определение поставщика осуществляет Управление государственных закупок по Тюменской области) характеристикой картридж оригинальный. При рассмотрении документа о приемке Заказчик направил в ЕИС уведомление Поставщику об отказе в рассмотрении документа о приемке, так как заказчиком сформировано решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Общество в письменных пояснениях отметило, что Заказчик в контракте указал предложенный ООО "Браво" в заявке товарный знак товара BLOSSOM, что соответствует требованиям пп. "д" п.1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. На основании пп. "а" п.2 ч.1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ и Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки Поставщик указал в своей заявке конкретный товарный знак, и Заказчик при определении поставщика был вправе не согласиться с предложенным товарным знаком, признать заявку не соответствующей извещению и отклонить ее. В связи с чем, Общество считает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.03.2023 принятым в отсутствие оснований.
Частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Соответственно, для оценки правомерности действий заказчика в части наличия оснований для отказа от исполнения контракта необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства, регулирующих отдельные виды обязательств.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Специальные основания для одностороннего отказа от исполнения договора со стороны заказчика прямо предусмотрены частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, при рассмотрении сведений Комиссией установлены следующие обстоятельства, препятствующие включению сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Как следует представленных материалов заявка ООО "Браво" на участие в электронном аукционе (извещение N 0167200003423000341) была признана соответствующей установленным заказчиком требованиям, указанное общество было объявлено победителем электронной конкурентной процедуры.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию относительно наименования объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки Заказчиком в данном случае приведено в Приложении N 1 к извещению.
Согласно Приложению N 1 к извещению объектом рассматриваемой закупки является приобретение картриджей для оргтехники.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Требования к содержанию заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункт 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, включающее с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Требования к содержанию заявки на участие в настоящем электронной аукционе и инструкция по ее заполнению Заказчиком приведены в Приложении N 4 к Извещению.
В пункте 2.1. Приложения N 4 Заказчиком аналогичным образом установлено, что участник закупки с учетом положений ч.2 ст.43 Закона N 44-ФЗ в состав заявки включает характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Среди прочих характеристик подлежащих приобретению картриджей в Приложении N 1 к извещению (Описание объекта закупки) Заказчик указал конкретный товарный знак Pantum.
Однако в заявке ООО "Браво" предложило к поставке картриджи, с указанием товарного знака Blossom, то есть с отличным товарным знаком от указанного Заказчиком в Приложении N 1 к извещению (Описание объекта закупки).
При этом необходимо отметить, что в примечании к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению) отмеченным знаком* (в конце таблицы) содержится оговорка, что Эквивалент к закупаемому товару (Pantum TL-5120X*, Pantum PC-211EV*) (не устанавливается в связи с закупкой запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (указанные запасные части и расходные материалы к офисной технике должны быть изготовлены фирмой-производителем, указанной техники, т.к. оборудование, используемое заказчиком, находится на гарантии).
Отсюда следует, что, исходя из способа описания требований к объекту закупки в Приложении N 1 к извещению указание товарного знака Pantum является обязательным (императивным) к указанию в составе заявок показателем товара.
В письменных пояснениях и на заседании Комиссии Заказчик отметил, что Заказчику необходимы именно оригинальные картриджи, так как МФУ Pantum BM5100ADN в количестве 21 шт. приобретены ГКУ ТО "ЦИТТО" (для заказчика) по контракту N 67/22 от 05.07.2022 в июле 2022 г. (документ о приемке от 07.07.2022), МФУ Pantum M6550NW в количестве 29 шт. приобретены ГКУ ТО ЦИТТО (для заказчика) по контракту N 210 от 23.12.2022 - 3 шт.; и по контракту N 212 от 23.12.2022 - 26 шт. в январе 2023 года и на них установлена гарантия сроком на 12 месяцев с дня подписания документа о приемке.
Следовательно, заявка ООО "Браво" вопреки утверждению последнего об обратном требованиям Извещения (Приложение N 1) не соответствовала, поскольку не содержала необходимого к поставке Заказчику товара с товарным знаком- Pantum TL-5120X*, Pantum PC-211EV*, в связи с чем подлежала отклонению.
Согласно статье 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, лицо, представляя заявку на участие в закупке, выражает свое согласие на поставку товара в соответствии с техническими характеристиками, определенными в описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению). В свою очередь, заказчик, заключая контракт, также предполагает приобретение товара в соответствии с теми техническими и качественными характеристиками, которые определены в извещении об осуществлении закупки и которые предложил участник закупки в своей заявке.
В этой связи Комиссия Тюменского УФАС России не принимает довод Заказчика о предоставлении обществом в составе заявки недостоверных сведений, поскольку указание участником в заявке товарного знака товара отличного от указанного в извещении о закупке, не может свидетельствовать о предоставлении поставщиком недостоверной информации, учитывая что наличие таких сведений было настолько очевидным для заказчика и комиссии по осуществлению закупок, что позволяло отстранить указанного участника от торгов до заключения контракта.
При изложенных выше обстоятельствах у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку как установлено материалами внеплановой проверки, заявка ООО "Браво" на участие в электронном аукционе N 0167200003423000341 на поставку картриджей для оргтехники подлежала отклонению в связи с несоответствием условиям извещения о закупке, с указанным лицом не мог быть заключен контракт, а соответственно не могли возникнуть правоотношения по исполнению такого контракта с заказчиком.
Таким образом, отсутствуют основания для включения сведений об ООО "Браво" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ ТО "Тюменьлес" в отношении ООО "Браво" (ИНН 5031147919) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 апреля 2023 г. N РНП-72-43/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023