Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение администрации ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Альянс" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.12.2022 на оказание клининговых услуг (ИКЗ:221550400264872060200101540038122244),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Альянс".
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 18.04.2023 г. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" от исполнения контракта от 13.12.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Однако общество явку представителя не обеспечило, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту в антимонопольный орган не направило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" (Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0367100019322000162 ) на оказание клининговых услуг с победителем указанной закупки - ООО "Альянс" заключен контракт от 13.12.2023 на сумму 233 566,20 рублей.
Начальная (максимальная) цене контракта- 247 160,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта исполнитель обязался оказать клининговые услуги в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к контракту), а Заказчик обязался принять и оплатить их.
Пунктом 3.2 контракта определен срок оказания услуг: с 09.01.2023 по 29.12.2023 года.
Место оказания услуг: г.Тюмень, ул. Пристанская,14 (п.3.1 контракта).
Согласно п. 4.3.8 датой приемки оказанных услуг сяитается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.
Приложение N 2 к контракту (Техническое задание) содержит следующие требования к оказанию услуг.
Исполнитель обязан оказать услуги собственными силами и средствами (используя персонал, оборудование, инвентарь, моющие и дезинфицирующие средства, расходные материалы и т.д.).
Площадь помещений, подлежащих уборке, составляет 302 м2
Дни оказания услуг - ежедневно (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница). Время оказания услуги с понедельника по четверг с 08:00 до 17:00, в пятницу с 8:00 до 16:00. Час приема работы: санитарные зоны (09:00. 14:30); места общего пользования и лестничные клетки (10:30, 15:00); кабинеты (9:00, 15:00); окна (14:00).
Как пояснил представитель заказчика Исполнитель не приступил к оказанию услуг. 20.01.2023, 07.03.2023 Заказчик направил в адрес общества требования об исполнении обязательств по контракту. Однако какого-либо ответа не получено, отпрвленые письма 20.01.2023, 07.03.2023 возвратились отправтелю с почтовой отметкой о неудачной попывтке вручения писем.
В связи с тем, что Исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту Заказчиком 27.03.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения колнтракта, которое вступило в законную силу 07.04.2023.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 8.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 27 марта 2023 года и получено им в этот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 27 марта 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 07 апреля 2023 года года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что к выполнению обязательства по контракту Исполнитель не приступил, клининговые услуги не оказаны, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО "Альянс".
Объективные причины невозможности исполнения обязательств в установленный контрактом срок в материалы дела от общества не поступили.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта на оказание клининговых услуг. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях общества установлена недобросовестность при исполнении контракта.
Представитель Заказчика в заседании антимонопольного органа выразил мнение о необходимости включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так же установлено, что сведения в отношении ООО "Альянс" уже включены в реестр недобросовестных поставщиков с 10.02.2023 о чем имеются соответствующие записи в реестре.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" в отношении ООО "Альянс" (ИНН 4217203388, КПП 421701001 директора и единственного учредителя общества: Айвазян Сергея Акоповича, ИНН 224100413744) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона на оказание клининговых услуг (реестровый номер закупки0367100019322000162) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 апреля 2023 г. N РНП-72-49/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023