Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
_ - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_ - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_ - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
При участии:
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ТерраПроект" (далее - ООО "ТерраПроект", заинтересованное лицо): _. (генеральный директор_ _., _. (представители по доверенностям);
заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" (далее МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск", заказчик): _. (представитель по доверенности);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" об участнике закупки ООО "ТерраПроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт ул. Жатайская мкр. Марха" (изв. N 0116300000122000641), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" об участнике закупки ООО "ТерраПроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт ул. Жатайская мкр. Марха" (изв. N 0116300000122000641).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что ООО "ТерраПроект" предпринимало все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 17.06.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000122000641 на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт ул. Жатайская мкр. Марха".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 244 257,58 рублей;
3) 05.07.2022 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1, принято решение заключить контракт с ООО "ТерраПроект" со сроком исполнения до 03.02.2023 г.
4) 23.03.2023 г заказчиком принято решение о расторжении контракта.
5) 03.04.2023 г контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "ТерраПроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
18.07.2022 года заключен муниципальный контракт N ПСД-11/2022 между заказчиком и заинтересованным лицом.
1.1. Согласно разделу 2 "Предмет Контракта", муниципального контракта от 18.07.2022 г. установлено следующее: Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт ул. Жатайская мкр. Марха", в соответствии с Заданием на проектирование, сметой на разработку проекта, графиком выполнения работ (приложения N1, N2, N3 к Контракту) (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно разделу 1 "Цена Контракта и порядок расчетов", муниципального контракта от 18.07.2022 г. установлено следующее:
1.2. Цена Контракта составляет 1 000 000 (один миллион) рублей 00 копеек (без НДС) (далее - Цена Контракта), является твердой и не подлежит изменению в течение срока исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ.
1.3. Оплата по Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации.
1.4. Цена Контракта указана с учетом всех расходов Подрядчика, связанных с выполнением работ и всех расходов, в том числе:
- все налоги, пошлины и прочие сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- затраты на согласование проектно-сметной документации;
- работы по корректировке проекта (необходимость в которых возникла в процессе согласований);
- расходы на лабораторные испытания;
- расходы на инженерные изыскания;
- расходы на подготовку и утверждение плана межевания территорий, плана планировки территорий;
- расходы на проведение государственной экспертизы проверки достоверности сметного расчета;
- расходы по оплате стоимости сторонних организаций и третьих лиц, и других обязательных платежей, которые необходимо выплатить при исполнении Контракта;
1.5. Цена Контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения, предусмотренных Контрактом объема и качества выполняемой работы, а также иных предусмотренных Контрактом условий.
1.6. Источник финансирования: Бюджет ГО "город Якутск".
1.7. Авансирование по настоящему контракту не предусмотрено.
1.8. Заказчик оплачивает работу Подрядчика, выполненную в соответствии с Контрактом путем перечисления средств на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 20 Контракта, в следующем порядке:
1.8.1. 1 этап: 686 251 (шестьсот восемьдесят шесть тысяч двести пятьдесят один) руб. 45 копеек, без НДС за проведенные лабораторные испытания, инженерные изыскания стоимость определена согласно Смете на разработку проекта (приложение N 2 к Контракту), в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке согласно п. 5.1.-5.9 Контракта и выставления счета Заказчику на оплату работ в соответствии с условиями Контракта., в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту;
1.8.2. 2 этап: 294 440 (двести девяносто четыре тысячи четыреста сорок) руб. 51 копейка, без НДС за разработанную проектно-сметную документацию, стоимость определена согласно Смете на разработку проекта (приложение N 2 к Контракту), в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке согласно п. 6.1.-6.9 Контракта и выставления счета Заказчику на оплату работ в соответствии с условиями Контракта, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту;
1.8.3. Окончательный расчет за 3 этап: 19 308 (девятнадцать тысяч триста восемь) руб. 04 коп., без НДС за проведенную государственную экспертизу, стоимость определена согласно Смете на разработку проекта (приложение N 2 к Контракту), в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке согласно п. 7.1.-7.6 Контракта и выставления счета Заказчику на оплату работ в соответствии с условиями Контракта., в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту;
Согласно разделу 4 "Сроки выполнения работ", муниципального контракта от 18.07.2022 г. установлено следующее:
4.1. Срок исполнения обязательств по настоящему Контракту устанавливается в следующем порядке:
1 этап: проведение инженерных изысканий - в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем заключения муниципального контракта;
2 этап: разработка проектно-сметной документации - в течение 90 календарных дней с момента завершения 1 этапа;
3 этап: прохождение государственной экспертизы проверки достоверности сметного расчета - в течение 30 рабочих дней с момента завершения 2 этапа;
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 Порядок изменения и расторжения Контракта, 9.1. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
13.1. Настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в одностороннем порядке;
- в одностороннем порядке, если Подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из неё.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 23.03.2023 Решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 23.03.2023.
23.03.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика;
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 03.04.2023 г контракт был расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
18.07.2022 г заключен контракт между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта N ПСД-22/2022);
Заинтересованным лицом в адрес МБУ "Главное архитектурно-планировочное управление" было направлено письмо-запрос выкопировки топографического плана (Исх. N 138-22 от 29.07.2022 г.);
01.08.2022 г. получена выкопировка топографического плана.
26.07.2022 г в адрес МКУ "Главстрой" был направлен запрос исходных данных (Исх. N 131-22 от 26.07.2022 г.);
11.08.2022 г. в адрес МКУ "Главстрой" ГО "г. Якутск" было направлено письмо о согласовании схем расположения скважин (Исх. N 154-22 от 11.08.2022 г.);
22.08.2022 г. были получены согласования расположения скважин для инженерно- геологических изысканий (2061/ГЛС от 22.08.2022 г)
18.08.2022 г. были направлены на согласования Программы работ по инженерным изысканиям (Исх. N 170-22 от 18.08.2022 г.);
Программы работ на проведение инженерных изысканий согласованы 31.08.2022 г.;
22.08.2022 г. в адрес МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" было направлено письмо о согласовании схемы расположения скважин для инженерно-геологических изысканий (Исх. N 175-22 от 22.08.2022 г);
Разрешение на осуществление земляных работ было получено 28.09.2022 г. (N1205 от 28.09.2022 г Служба эксплуатации городского хозяйства), после устранения замечаний.
23.08.2022 г заинтересованным лицом было направлено письмо N177 от 23.08.2022 г. в адрес МКУ "Главстрой" было направлено письмо об обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работ в срок, и приостановлении исполнения договора подряда.
07.11.2022 г. Ростелеком направил в адрес заинтересованного лица письмо 295-22 о том, что нет необходимости выдачи технических условий.
11.11.2022 г. АО "Водоканал" направил в адрес заинтересованного лица письмо N 003-6369 о том, что АО "Водоканал" согласовывает план ремонта объекта.
01.12.2022 г. УГРС направил ответ на письмо N285-22 от 07.11.2022 о согласовании плана коммуникаций с заинтересованным лицом (исх. От УГРС N5748 от 01.12.2022 г).
23.12.2022 г. Якутскэнерго направил ответ на письмо N289-22 от 07.11.2022 о согласовании плана коммуникаций с заинтересованным лицом.
06.02.2023 г. заинтересованное лицо направил в адрес заказчика письмо N 15-23 о направлении на рассмотрение основные проектные решения.
08.02.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица письмо N 315/ГЛС об обнаруженных замечаниях к ОПР.
06.03.2023 г. заинтересованное лицо направил в адрес заказчика письмо N 43-23 о направлении на рассмотрение разделы проектной документации.
15.03.2023 г. Якутскэнерго направили в адрес заинтересованного лица о направлении соглашения на выполнение проектно и строительно - монтажных работ по объекту.
16.03.2023 г. заинтересованное лицо в адрес начальника УИГБДД МВД по РС (Я) направил на рассмотрение и согласование проектных решений по объекту.
21.03.2023 г заказчик был направлен ответ на письмо заинтересованного лица от 06.03.2023 г. с просьбой направить проектную документацию согласно требований предоставления материалов заказчику.
23.03.2023 г заказчик направил в адрес заинтересованного лица решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N ПСД-11/2022.
31.03.2023 г. в адрес МКУ "Главстрой" было направлено письмо Исх. N 61-23 от 31.03.2023 г. о просьбе отозвать решение об одностороннем отказе.
03.04.2023 г. от МКУ "Главстрой" был получен ответ на письмо N61-23 об отсутствии оснований для отмены решения
03.04.2023 г контракт был расторгнут
Вместе с тем, за время выполнения муниципального контракта NПСД-11/2022 от 18.07.2022 года Подрядчиком были выполнены инженерные изыскания и закрыт 1 этап выполнения работ 03.02.2023 года.
Во время совместного выезда с представителем МКУ "Главстрой" Начальником отдела по строительству линейных объектов, представителями управления администрации микрорайона Марха и представителем ООО "Терра Проект" инженером проектировщиком по объекту: "Ремонт ул. Жатайская мкр. Марха" 12.08.2022 г., были выявлены факты перспективной застройки и газификации территории, которые окажут влияние на проектирование объекта, в связи с этим было принято решение о нецелесообразности производства работ на объекте, принято совместное решение о временной приостановке работ до получения дополнительной информации.
Представители заинтересованного лица на заседании комиссии также пояснили о том, что срок исполнения контракта растянулся в связи с долгим рассмотрением согласования ресурсных организаций, а также не четкости в техническом задании в котором участок оказался короче.
Заинтересованное лицо и заказчик в устной форме согласовали с представителем МКУ "Главстрой" о стыковке соседних улиц, чтобы выйти на общую длину работы в 1400 метров.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующего заинтересованного лица ООО "ТерраПроект" были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах:
- заинтересованное лицо приступил к исполнению контракта, предупреждал заказчика о всех обстоятельствах дела по исполнению контракта, предпринимал все зависящие от него меры по исполнению контракта.
Также в материалах дела от заинтересованного лица были представлены реестровые номера исполненных контрактов, по которым обязательства выполнены в срок и без нарушений.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "...";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" об участнике закупки ООО "ТерраПроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Ремонт ул. Жатайская мкр. Марха" (изв. N 0116300000122000641) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 апреля 2023 г. N 014/06/104-508/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023