Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3598-ИП/23 от 10.04.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МБОУ "Гатчинская СОШ N11" по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, г. Гатчина, пр., 25 Октября, д. 2а
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 292 500,00 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Доводы жалобы Заявителя сводятся к тому, что, по его мнению, Заказчиком ненадлежащим образом составлено извещение об осуществлении закупки, а именно установленные дополнительные требования к наличию у участника закупки опыта в соответствии с позицией 2 и 10 приложения к Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N2571) ограничивают круг потенциальных участников закупки. Также Заявитель указывает на то, что документы в составе извещения содержат противоречивые сведения, что препятствует участию в данной закупке.
В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа предоставил следующие пояснения:
В отношении доводов N 1 и N 2.
Объектом капитального строительства является школьная спортивная площадка, которая находится на совместном бухгалтерском учёте с основным зданием школы как объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, которые представляют единое целое и предназначены для выполнения определенной работы.
Исходя из управленческо-эксплуатационных условий школьная, спортивная площадка представляет собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
После проведения капитального школьная спортивная площадка будет приниматься к учету и отражаться в балансе общеобразовательного учреждения как "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения".
Капитальный характер имеет весь комплекс работ по объекту закупки, в том числе работы по следующим разделам проектной документации; Глава 1 "Подготовка территории строительства", Глава 2 "Основные объекты строительства" (в том числе устройство фундаментов под спортивные сооружения, устройство освещения и дренажной системы), Глава 7 "Благоустройство и озеленение территории", Глава 9 "Прочие работы и затраты".
Школьная спортивная площадка представляет собой единый объект, состоящий из основания, специального покрытия, трибун, сети наружного освещения, дренажной системы, ограждения и иных элементов, объединенных общим функциональным назначением, совокупность которых представляет собой единое спортивное сооружение, прочно связанное с землей.
Указанное подтверждается Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.01.2017 по делу N 309-КГ17-18293, согласно которому универсальная спортивная площадка с искусственным покрытием (межшкольный стадион) является объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету.
В рамках данного дела суды выявили, что объект, заявленный к постановке на учет, является самостоятельным объектом недвижимости, в состав которого входят резиновое покрытие, искусственный газон, песчаное покрытие, асфальтовое покрытие, ограждение, трибуны, сеть наружного освещения, сеть дождевой канализации, сеть водопровода.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное сооружение помимо асфальтобетонного покрытия, состоит и из иных объектов (трибуны, сети наружного освещения, канализации и водопровода, ограждение), объединенных общим функциональным назначением, совокупность которых представляет собой единый объект, то есть спортивное сооружение, прочно связанное с землей, суды признали, что такое сооружение подлежит государственному кадастровому учету как объект недвижимости.
В отношении сметной документации получено положительное заключение государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведенное ГАУ "Леноблэкспертиза".
Необходимо отметить, что целями деятельности ГАУ "Леноблэкспертиза" согласно пункту 2.1 Устава осуществляет:
осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, переданных органам государственной власти Ленинградской области;
осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ленинградской области полномочий органов государственной власти Ленинградской области по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области;
осуществление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Ленинградской области по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
ГАУ "Леноблэкспертиза" не проводит проверки достоверности определения сметной стоимости объектов некапитального строительства, благоустройства и прочих подобных работ, это не является их уставной деятельностью.
Таким образом, ГАУ "Леноблэкспертиза" является компетентным органом, взяв в работу документацию по капитальному ремонту пришкольного стадиона и выдав соответствующее заключение, подтверждает, что объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Исходя из финансового обеспечения закупки в отношении данных работ применяется код вида расходов 243.
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н (далее - Порядок N 82н), по указанному коду вида расходов "243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (Пункт 53.2.4.3 Порядка N 82н).
Таким образом, согласно Порядка N 82н расходы на благоустройство территории необходимо отражать по кодам видов расходов:
243 - если благоустройство проводится в рамках капитального ремонта объекта капитального строительства;
244 - в рамках текущих расходов, например, если расходы осуществляются при создании (строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) некапитальных строений, сооружений, в том числе малых архитектурных форм (ограждения (заборы), клумбы, скамейки и т.п.).
Это подтверждается позицией Минфина России, изложенной в Письме от 04.10.2019 N 02-05-11/76518. Несмотря на то, что данное письмо разъясняло применения КВР по Порядку N 132н, считаем их актуальными и при применении Порядка N 82н. Подтверждается Письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-05-11/58786, согласно которому Порядок N 132н и Порядок N 85н (следовательно, и Порядок N 82н) аналогичны в части установленных ими правил и особенностей применения видов расходов классификации расходов бюджетов.
В соответствии с Письмом Минфина России от 12.12.2019 N 02-05-10/97180 расходы на устройство новых и (или) реконструкцию площадок для занятий спортом подлежит отражению по коду виду расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности", а расходы на капитальный ремонт площадок для занятий спортом подлежит отражению по коду виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Таким образом, применение кода вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" подтверждается, что в данном случае осуществляется капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Таким образом, объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Заказчиком надлежащим образом.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела документов, а также учитывая тот факт, что Заявителем в материалы дела не представлено доказательств подтверждения своей позиции, Комиссия соглашается с пояснениями представителя Уполномоченного и признает вышеуказанные доводы Заявителя необоснованными.
В отношении довода N 3.
В соответствии с письмом Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 12.07.2022 N 01-09-3600/2022-0-2 выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт спортивной площадки МБОУ "Гатчинская СОШ N 11" по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, г. Гатчина, пр. 25 Октября, д. 2а" осуществляется на территории объекта культурного наследия федерального значения. Проведение работ по капитальному ремонту спортивной площадки разрешено при условии обязательного соблюдения требований части 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в связи с чем в извещении об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупки о том, что они должны осуществлять свою деятельность на основании действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с пункта 48 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Следует также отметить, что работы будут выполняться как в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Здание Сиротского института, в котором родился и жил основоположник русской шахматной школы Чигорин Михаил Иванович, преподавал педагог Ушинский Константин Дмитриевич и воспитывался электротехник Доливо-Добровольский Михаил Осипович", 1824-1828 гг. (Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Гатчинское городское поселение, город Гатчина, проспект 25 Октября, дом 2), так и в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Гатчинского дворца и парка", 1766-1801 гг., расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, г. Гатчина, проспект Красноармейский, дом 1", включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Государственного музея-заповедника Гатчина.
Проведение подрядных работ в охранной зане объекта культурного наследия осуществляется при наличии разрешения Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, выраженного в письме от 12.07.2022 N 01-09-3600/2022-0-2, а также при условии наличия у подрядной организации соответствующей лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В случае неустанволения такого требования в действиях заказчика усматривались бы нарушения части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, изучив представленные Уполномоченным органом в материалы дела документы не находит оснований считать довод Заявителя обоснованным.
В отношении довода N 4.
В отношении требований к гарантии качества работ в проекте контракта предусмотрен отдельный раздел 9 "Гарантийные обязательства", в котором содержатся все основные положения.
В свою очередь, в техническом задании также предусмотрен отдельный пункт 7 "Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантии качества работ", детализирующий требования к гарантии качества работ.
При этом, техническое задание является неотъемлемой частью проекта контракта.
Таким образом, положения извещения об осуществлении закупки, проекта контракта и технического задания не противоречат, а наоборот дополняют и детализируют друг друга. Требования к гарантии качества работ приведены понятным образом и никоим образом не вводят участников закупки в заблуждение.
В отношении довода N 5.
В соответствии с пунктом 7.3.1 проекта контракта после заключения контракта и до начала выполнения работ подрядчик обязан предоставить заказчику календарный план выполнения работ.
После предоставления календарного плана выполнения работ стороны заключают дополнительное соглашение и дополняют контракт приложение N 2 "Календарный план выполнения работ".
Таким образом, какие-либо противоречия в данной части отсутствуют.
На основании пояснений представителя Уполномоченного органа и представленных в материалы дела, подтверждающих пояснения, документов, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Белышев Алексей Антонович необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 апреля 2023 г. N 047/06/42-680/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023