Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр проведения торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексной борьбе с борщевиком Сосновского на территории Дмитровского городского округа (извещение N 0848300037423000247 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещения о проведении Конкурса в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 21.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 999 999,25 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 06.04.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, 6 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки участников закупки.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) по уничтожению борщевика Сосновского с применением механических и (или) химических методов".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен сопоставимый характера по детализирующему показателю, поскольку к оценке не принимаются контракты (договоры) по расчистке территории, удалению растительности.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по комплексной борьбе с борщевиком Сосновского на территории Дмитровского городского округа".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика предоставил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно Описанию объекта закупки, наименованием объекта закупки является - выполнение работ по проведению мероприятий по комплексной борьбе с борщевиком Сосновского на территории Дмитровского городского округа Московской области, а обработка территорий, пораженных борщевиком Сосновского, осуществляется механическими, химическими методами. При этом Подрядчик должен иметь комплекты спецодежды и средства индивидуальной защиты на каждого сотрудника, выполняющего работы по проведению мероприятий по комплексной борьбе с борщевиком Сосновского, а также иное оборудование необходимое для выполнения работ. При выборе препарата для борьбы с борщевиком Сосновского следует руководствоваться актуальным на момент выполнения работ Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, утверждённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
К примеру, химический метод борьбы с борщевиком применяется не менее двух раз за сезон с помощью сертифицированных химических препаратов (гербицидов) в соответствии с графиком обработки территории, регламентом применения препарата, предоставленным его производителем, с ограничениями использования гербицидов на отдельных территориях, с действующими правовыми нормами. Осуществляется методом разбрызгивания (орошения) растений на оборудовании промышленного производства из специализированных ранцев либо из бочек, закрепленных на специальных механизированных устройствах (автомобили, тракторы, беспилотные летательные объекты, в том числе квадро-, мультикоптеры и т.д.).
Из этого следует, что выполнение работ по комплексной борьбе с борщевиком Сосновского требует специальной подготовки и наличие специальных познаний, которые не применяются при выполнении работ исключительно по расчистке территорий, удалению растительности в рамках содержания территорий.
Содержание территорий - это обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, а также их отдельных элементов, то есть работы не требующие специальных методов их выполнения".
Изучив указанный порядок оценки, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления сопоставимого характера по детализирующему показателю о наличие опыта выполнение работ по расчистке территории, удалению растительности не противоречат Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) по уничтожению борщевика Сосновского с применением механических и (или) химических методов".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по комплексной борьбе с борщевиком Сосновского на территории Дмитровского городского округа".
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что установленное Заказчиком условие "механических и (или) химических методов" в порядке оценки по указанному критерию ограничивает участников закупки, поскольку не позволяет представить контракты/договоры, сопоставимые с предметом закупки, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 13.04.2023 N 050/06/105-11756/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 апреля 2023 г. N 050/06/105-11756/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023