Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия), рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., Заявитель) на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" (МП ЗР "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС", Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки - "Строительство межпоселковой ВЛЗ -10 кВ д. Каменка - п. Хонгурей" при начальной (максимальной) цене контракта 13071141.12 рублей (Извещение N 0584300000323000008), в отсутствии представителей Заказчика и Заявителя, в надлежащем порядке уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя (вх. N 689) о нарушении Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при предусмотренных правовых основаниях действующего законодательства подходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13 и 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является строительство межпоселковой ВЛЗ -10 кВ д. Каменка - п. Хонгурей".
Комиссией контрольного органа установлено, что согласно приложению N2 "Техническое задание" к извещению необходимо выполнить трассировку воздушной линии электропередач в соответствии с прилагаемой схемой (приложение N 1 к техническому заданию).
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следует отметить, что линии электропередач - проводные магистрали, которые используются для транспортировки электроэнергии от электростанций к понижающим и распределительным подстанциям, к крупным и мелким энергопотребляющим объектам и технологического подключения промышленных, коммерческих и жилых зданий к источникам и линиям питания.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено определение линейных объектов топливно-энергетического комплекса - это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, выполнение работ по трассировки воздушной линии электропередач в соответствии с прилагаемой схемой к извещению относятся к работам по строительству линейного объекта.
Проанализировав аукционную документацию Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень подтверждающих документов в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, не установление в Извещении дополнительных требований к участникам закупки, влечет невозможность определить наиболее квалифицированного участника, в связи с чем у заказчика возникают необоснованные риски срыва выполнения работ исполнителем, не подтвердившим наличие у него опыта, необходимого для надлежащего выполнения обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки - "Строительство межпоселковой ВЛЗ -10 кВ д. Каменка - п. Хонгурей" (Извещение N 0584300000323000008) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" при проведении электронного аукциона N 0584300000323000008 нарушение требований части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - муниципальному предприятию Заполярного района "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС", Оператору электронной площадки - РТС-тендер обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, допущенного при проведении электронного аукциона.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административном правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 19 апреля 2023 г. N 083/06/106-08/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023