Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 2,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя Попова Максима Игоревича (далее - ИП Попов М.И.):
- "_", действующая на основании доверенности от 04.04.2023 года N 1-юр,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва":
- "_", действующая на основании доверенности от 10.04.2023 года б/н,
- "_", действующий на основании доверенности от 10.04.2023 года б/н,
в рассмотрении жалобы ИП Попова М.И. объявлялся перерыв до 12.04.2023 года в 17 часов 00 минут (время местное), в связи с необходимостью получения дополнительных документов (сведений) от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва",
рассмотрев жалобу (вх. N 1341 от 05.04.2023 года) ИП Попова М.И. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 на поставку аппарата для искусственной вентиляции легких для новорожденных с возможностью проведения неинвазивной респираторной поддержки, высокопоточной оксигенации (НСЗ) на 2023 г для нужд ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП Попова М.И. извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) в описании объекта закупки заказчиком установлено требование к товарному знаку без сопровождения словами "или эквивалент", а также установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского оборудования;
2.) в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к единицам измерения, несоответствующих ГОСТу 8.417-2002 ГСИ.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержала доводы жалобы ИП Попова М.И. в полном объеме.
До рассмотрения жалобы ИП Попова М.И. в адрес Тывинского УФАС России поступило информационное письмо (возражение) заказчика от 10.04.2023 года N 669 (вх. N 1423 от 10.04.2023 года), согласно которому извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком и уполномоченным органом представлена сравнительная характеристика медицинского оборудования, производства компании Fabian Therapy (Acutronic, Швейцария) и VN500 (Draeger, Германия), согласно которой указанные оборудования соответствуют характеристикам, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023.
В связи с необходимостью получения от заказчика документов, подтверждающих соответствие указанных оборудований характеристикам, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023, в рассмотрении жалобы ИП Попова М.И. был объявлен перерыв и заказчику необходимо было представить в адрес Тывинского УФАС России информацию о производителях медицинского оборудования с указанием положений на инструкцию по использованию медицинского оборудования или на иной документ, в котором указаны технические характеристики медицинского оборудования.
12.04.2023 года за вх. N 1476 в адрес Тывинского УФАС России от заказчика поступила информация о трех производителях медицинского оборудования Fabian Therapy (Acutronic, Швейцария), VN500 (Draeger, Германия) и Servo I infant Maquet.ю (Германия) без приложения инструкции по использованию медицинского оборудования или иного документа, в котором указаны технические характеристики медицинского оборудования.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали информационное письмо (возражение) заказчика от 10.04.2023 года N 669 и пояснили, что установленные требования к товару не ограничивают количество участников закупки.
Представитель уполномоченного органа пояснила, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 установлено требование к товарному знаку без сопровождения словами "или эквивалент".
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 на поставку аппарата для искусственной вентиляции легких для новорожденных с возможностью проведения неинвазивной респираторной поддержки, высокопоточной оксигенации (НСЗ) на 2023 г для нужд ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки несет заказчик.
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.03.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 на поставку аппарата для искусственной вентиляции легких для новорожденных с возможностью проведения неинвазивной респираторной поддержки, высокопоточной оксигенации (НСЗ) на 2023 г для нужд ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ", начальная (максимальная) цена контракта - 2 899 706,67 рублей.
1.) В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023, согласно которому заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к закупаемому медицинскому оборудованию:
- неинвазивная вентиляция nCPAP с различными генераторами вариабельно-го потока (InfantFlow, InfantFlow LP, Inspire, Medijet) через назальные ка-нюли или маску с автоматической компенсацией утечек - наличие (пункт 1.2);
- неинвазивная вентиляция с двумя уровнями давления duoPAP с различными генераторами вариабельного потока (InfantFlow, InfantFlow LP, Inspire, Medijet) через назальные канюли или маску - наличие (пункт 1.2).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, "Medijet" 30.12.2014 года зарегистрирован в качестве международного товарного знака под номером 1239809 за компанией "Medin Medical Innovations GmbH".
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 не содержит сопровождения указанного товарного знака словами "или эквивалент", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Как указано выше, постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2.1 Порядка заявка на закупку - это сформированный в РКС электронный документ, содержащий разработанные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью документы и сведения заказчика о закупке товаров, работ, услуг на основе и в сроки, установленные планом-графиком, являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя); РКС - это региональная информационная система "Управление государственными закупками Республики Тыва", интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок.
Подпунктом 3 пункта 3.3 Правил предусмотрено, что заявка на закупку содержит сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования, в случае подачи заявки на закупку медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств и радиоэлектронной продукции, с учетом того, что использованные в сравнительной таблице модели (марки) оборудования должны соответствовать коэффициенту вариации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, при закупке медицинского оборудования заказчик обязан обосновать наличие не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования заказчика.
При этом, такое обоснование должно быть мотивированным и основываться на соответствующих доказательствах, поскольку как указано выше, заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года).
Вместе с тем, в силу пункта 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как указано выше, 12.04.2023 года за вх. N 1476 в адрес Тывинского УФАС России от заказчика поступила информация о трех производителях медицинского оборудования Fabian Therapy (Acutronic, Швейцария), VN500 (Draeger, Германия) и Servo I infant Maquet.ю (Германия).
Однако, заказчиком не представлено Комиссии Тывинского УФАС России документов и сведений, подтверждающих необходимость закупки товара конкретного производителя, как и не представлено доказательств того, что указанным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 характеристикам соответствуют товары (медицинские оборудования) иных производителей.
Таким образом, заказчик не доказал наличие специфики использования медицинского оборудования по сравнению с аналогичными медицинскими оборудованиями других производителей, а также не доказал, что медицинские оборудования других производителей не могут выполнить необходимые заказчику функции.
В свою очередь, согласно информации АО "УПЗ" от 03.04.2023 года N 17/4474 совокупность установленных в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 требований к медицинскому оборудованию соответствует аппарату искусственной вентиляции, производства компании Fabian Therapy (Acutronic, Швейцария).
При таких обстоятельствах, а также учитывая наличие обязанности заказчика при закупке медицинского оборудования составлять сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823001023 включены требования к закупаемому товару свидетельствующие о единственном производителе данного медицинского оборудования производства компании Fabian Therapy (Acutronic, Швейцария), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП Попова М.И. о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлено требование к товарному знаку без сопровождения словами "или эквивалент", а также установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского оборудования, является обоснованным.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.) Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
С 01.09.2013 года введен ГОСТ 8.417-2002, устанавливающий единицы физических величин.
В приложении "В" к ГОСТу 8.417-2002 приведено соотношение некоторых внесистемных единиц с единицами СИ.
Вместе с тем, указанное приложение "В" к ГОСТу 8.417-2002 носит справочный характер и не является обязательным к применению, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика отсутствует обязанность применения данного ГОСТа 8.417-2002 при описании объекта закупки.
Таким образом, довод ИП Попова М.И. о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к единицам измерения, несоответствующих ГОСТу 8.417-2002 ГСИ, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Попова Максима Игоревича обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части использования в описании объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823001023 указания на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", а также в установлении в извещении электронного аукциона N 0112200000823001023 требований к товару ограничивающих количество участников закупки.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 апреля 2023 г. N 017/06/105-41/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023