Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2023 г. Решение в полном объеме изготовлено 21.04.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти. При участии в рассмотрении обращения: от государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ОСФР по Республике Тыва, государственный заказчик):
- "_" действующая на основании доверенности от 17.04.2023 года; в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Общества с
ограниченной ответственностью "СТАН" (далее - ООО "СТАН"); рассмотрев обращение (вх. N 1452 от 11.04.2023 года) ОСФР по Республике
Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "СТАН" (111250, г. Москва, ул. Лефортовский Вал, д. 24, помещ. 1П, комн. 7, офис 8А, ИНН: 7733354363, ОГРН: 1207700151670, КПП: 772201001, дата присвоения ОГРН 09.04.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года, заключенного по итогам электронного кокнурса N 0212100001822000088 "Выполнение в 2023 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 12.04.2023 года N 134 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100001822000088.
17.04.2023 года в ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России объявлен перерыв до 18.04.2023 года 16:00 часов в связи с необходимостью предоставления лицами, участвующими в деле, дополнительных документов, с направлением соответствующего уведомления об объявленном перерыве (исх. N ФХ/1422/23 от 17.04.2023 года).
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении в полном объеме.
От ООО "СТАН" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 173 от 23.11.2022 года в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-24/2023, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.10.2022 года размещено извещение о проведении электронного конкурса N 0212100001822000088 "Выполнение в 2023 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов", начальная (максимальная) цена контракта: 898 168,90 рублей.
Согласно протоколу N 0212100001822000088 от 09.11.2022 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе подана единственная заявка - ООО "СТАН", признанная соответствующей требованиям документации электронного аукциона, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме N 0212100001822000088 признан не состоявшимся.
23.11.2022 года между Государственным учреждением - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и ООО "СТАН" заключен государственный контракт N 173 "Выполнение в 2023 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.1 государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года принято 30.03.2023 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 30.03.2023 года, о чем ООО "СТАН" извещено 30.03.2023 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 11.04.2023 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 30.03.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике
(подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику
(подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и
документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 30.03.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года является не выполнение подрядчиком своих обязательств по заключенному государственному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года Подрядчик обязуется выполнить в 2023 году работы по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов (далее - Изделия), предусмотренные Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить Изделия в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктом 4.1.1 государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года и Приложением N 1 к государственному контракту N 173 от 23.11.2022 года предусмотрено: "Сроки выполнения работ: Срок выполнения работ и выдачи изделия в течение 45 календарных дней с даты принятия реестра получателей от Заказчика, но не позднее 14 августа 2023 г.".
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
С учетом изложенных положений государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года во взаимосвязи с требованиями статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации срок начала выполнения работ по указанному контракту связан с фактом принятия реестра получателей ООО "СТАН".
В силу части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В государственном контракте N 173 от 23.11.2022 года, с учетом дополнительного соглашения N 17 от 24.01.2023 года, указаны следующие контактные данные ООО "СТАН" - адрес: г. Москва, ул. Лефортовский вал, д. 24, помещ. 1П, комн. 7, офис 8А, которые соответствуют данным указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, а также адрес электронной почты: stan@intra.ltd.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, со стороны ООО "СТАН" в адрес государственного заказчика направлено письмо от 30.11.2022 года об ответственном сотруднике общества за исполнение контракта "_" с его контактными данными. Кроме того, в данном письме указано, что всю корреспонденцию необходимо направлять по адресу: 600022, Россия, Владимир, ул. Саратовская, дом 4Б и на электронную почту: info@intra.ltd.
Согласно представленным государственным заказчиком в материалы дела документам, реестр получателей товара в рамках исполнения государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года направлен в адрес ООО "СТАН" по средствам услуг почтовой связи АО "Почта России" сопроводительным письмом б\н и даты по адресу: 125424, Москва, Волоколамское шоссе, д. 108, а также по электронной почте a.p.zudov@intra.ltd., то есть по адресам не предусмотренным государственным контрактом и письмом ООО "СТАН" от 30.11.2022 год.
С учетом изложенного, государственным заказчиком не подтвержден юридически занимаемый факт, предусмотренный пунктом 4.1.1 государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года, а именно принятия реестра получателей ООО "СТАН" от государственного заказчика, с момента которого начинает исчисляться срок исполнения обязательств по указанному контракту, а следовательно существенное нарушение его условий.
Таким образом, государственным заказчиком не представлены в материалы дела доказательства подтверждающие факт существенного нарушения ООО "СТАН" условий государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года, а именно срока выполнения работ, что в силу подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 является основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СТАН" (111250, г. Москва, ул. Лефортовский Вал, д. 24, помещ. 1П, комн. 7, офис 8А, ИНН: 7733354363, ОГРН: 1207700151670,
КПП: 772201001, дата присвоения ОГРН 09.04.2020 года), его директора и учредителя "_" (ИНН: "_"), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 173 от 23.11.2022 года, заключенного по итогам электронного конкурса N 0212100001822000088 "Выполнение в 2023 году работ по изготовлению протезов бедра модульных для обеспечения инвалидов", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 21 апреля 2023 г. N 017/06/104-24/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023