Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии представителя интересов:
- ФГБУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Борисенко А.В., Яблокова А.Б. (по доверенности),
- ИП Князева Ольга Николаевна (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка и монтаж спортивного объекта детского лагеря "Лазурный" ФГБОУ "МДЦ "Артек": выполнение работ по подготовке оснований, благоустройству территории, включая поставку и монтаж скалодрома в детском лагере "Лазурный" (извещение N 0375100001223000057) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является "Поставка и монтаж спортивного объекта детского лагеря "Лазурный" ФГБОУ "МДЦ "Артек": выполнение работ по подготовке оснований, благоустройству территории, включая поставку и монтаж скалодрома в детском лагере "Лазурный".
В жалобе Заявитель указывает следующее: "В файле описание объекта закупки, Техническим заданием установлены требования: ПРИЛОЖЕНИЕ N1 КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ, ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ЗАЦЕПОК И РЕЛЬЕФОВ СКАЛОДРОМА, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ПОСТАВКЕ
Все рельефы для скалодрома указаны с точными размерами, что не позволяет Участнику предложить эквивалент данного товара_ В составе документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, в связи с чем не понятно, должен ли участник указывать в своей заявки точные размеры и требуемые характеристики или достаточно выразить согласие".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Инструкция по заполнению заявки не требуется т.к. исчерпывающая информация по параметрам закупаемых элементов, материалов и механизмов находится в разделе "ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКТАЦИИ СКАЛОДРОМА" и в "ПРИЛОЖЕНИЕ N1 КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ, ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ЗАЦЕПОК И РЕЛЬЕФОВ СКАЛОДРОМА, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ПОСТАВКЕ".
Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика, указанные в техническом задании размеры зацепок и рельефов скалодрома установлены исходя из потребности, имеющихся в техническом задании сведений достаточно для подачи заявки, в связи с чем инструкция по заполнению заявки не требуется
Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался необходимостью обеспечения своих потребностей, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны значимые для Заказчика характеристики, позволяющие Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом.
Также Комиссия отмечает, что аукцион проводится на закупку и поставку, а не на производство товара, то есть поставщиком товара и участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, извещения о проведении электронного аукциона и приложениям к нему и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 15,48%.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия был уведомлен, также не представил доказательств, подтверждающих доводы жалобы, свидетельствующих о невозможности подачи заявки, указывающих на ограничение количества участников и нарушение своих прав и законных интересов.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования к товару установлены исходя из имеющейся потребности Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается необоснованным.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе закупок требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно доводу жалобы: "_ Установив требования таким образом, Заказчик вводит участников в заблуждение и не позволяет сделать предложение, так как не ясно какой гарантийный срок на объект требуется заказчику. Просим комиссию УФАС обязать Заказчика установить гарантийный срок однозначным понятным образом".
Пунктом 9.1 проекта контракта установлено, что гарантийный срок на объект устанавливается сроком на 36 (двадцать четыре) месяцев.
В ходе заседания Комиссии установлено, что при буквенном обозначении гарантийного срока Заказчиком была допущена опечатка.
Согласно извещению о проведении закупки установлено следующее:
"Требования к гарантии качества товара, работы, услуги
Требуется гарантия качества товара, работы, услуги
Да
Информация о требованиях к гарантийному обслуживанию товара
В соответствии с описанием объекта закупки (техническим заданием)
Требования к гарантии производителя товара
Срок, на который предоставляется гарантия и (или) требования к объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги
В соответствии с описанием объекта закупки (техническим заданием)".
Пунктом 10 технического задания установлены заказчиком "Требования по сроку гарантий качества на результаты работ (услуг)": Гарантийный срок на выполненные работы составляет 36 месяцев со дня утверждения акта приемки-сдачи выполненных работ.
Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
Также Комиссия отмечает, что Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 о наличии у участника закупки соответствующего опыта выполнения работ.
Согласно сведениям из реестра контрактов ЕИС, у Заявителя отсутствуют исполненные договора, соответствующие указанным требованиям, в связи с чем Заявитель не соответствует установленным требованиям ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, позиции 9 "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории" раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, требованиям к участникам закупки в аукционной документации и не мог быть участником закупки, что также подтверждает тот факт, что действия Заказчика не нарушают права Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 апреля 2023 г. N 082/06/106-308/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023