Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России
А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- МБОУ "Симеизская СШ" МО городской округ Ялта Республики Крым (далее - Заказчик) - Арутюнян Я.М., Кочетов А.И. (по доверенности),
- ООО "Электронные машины" (далее - Заявитель) - Богданова М.С. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Монтаж видеосистем для обеспечения антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СИМЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" (Дошкольные учреждения)" расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое ш" (извещение N 0875300037723000011) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Закупки неправомерно не установлено ограничение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Постановления N878 ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Перечень содержит наименования радиоэлектронной продукции с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Согласно извещению о проведении Закупки, объектом Закупки является - "Монтаж видеосистем для обеспечения антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СИМЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" (Дошкольные учреждения)" расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, д. 2".
В соответствии с возражениями Заказчика:
"Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что _ нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Вышеуказанные разъяснения также дают понять, что к данной закупке такие требования не относятся. Работы принимаются по акту о приемке выполненных работ по итогам монтажа видеосистем, а материалы и оборудование, используемые в процессе выполнения таких работ, не подлежат приёмке и постановке учет.
_
При планировании закупки и дальнейшей подготовки документов к извещению об электронном аукционе N 0875300037723000011 на "Монтаж видеосистем для обеспечения антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СИМЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" (Дошкольные учреждения)" расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, д. 2" уполномоченное лицо Заказчика уточнило у бухгалтерии учреждения, подлежит ли оборудование, применяемое при монтаже, принятию к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
В этой ситуации для правильного принятия к учету приобретенных и смонтированных видеокамер учреждению необходимо было определить цель приобретения данных видеокамер: монтаж единой функционирующей системы видеонаблюдения или установка отдельных инвентарных объектов (видеокамер).
Поясним принятое решение по вышеуказанному вопросу.
Согласно п. 45 Инструкции N 157н (Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями)) установлено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения входят в состав здания, но отдельными инвентарными объектами не являются. Кроме того, работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Следовательно, такие работы следует относить на расходы учреждения.
Следовательно, если в данном случае речь будет идти не о приобретении и монтаже самостоятельных объектов основных средств, а о монтаже единой системы, встроенной в здание, отвечающей критериям п. 45 Инструкции N 157н, то затраты на монтаж такой системы, в том числе видеокамер, могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ (Прочие работы, услуги) в полном объеме.
Согласно части 2 -3 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Соответственно, Бухгалтерией Заказчика было принято решение о том, что данные видеокамеры приобретаются с целью установки единой функционирующей системы видеонаблюдения, встроенной в здание.
По мнению ФАС России, согласно разъяснений из Письма ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)": "Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Вместе с тем, ни положениями технического задания (приложение 3 к извещению), ни условиями проекта контракта (приложение 2 к извещению) не предусмотрена поставка товара в рамках проводимой закупки".
Согласно пояснениям Заказчика, из толкования Постановления N878 следует, что ограничения допуска радиоэлектроники не должны применяться Заказчиками, если предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг с использованием такой радиоэлектроники, а не поставка товаров, в связи с чем, положения Постановления N878 не применяются. Также, учитывая, что в данном случае оборудование, указанное в проектно-сметной документации является используемым, а не поставляемым, Заказчиком был выбран код ОКПД 2 33.20.50.000 "Услуги по монтажу электрического оборудования".
Комиссия, проанализировав извещение о проведении Закупки, установила, что в данной Закупке отсутствуют товары, поставляемые при выполнении работ. Согласно пояснениям Заказчика, в данном случае оборудование, которое указано в проектно-сметной документации по данной Закупке, является используемым, а не поставляемым, и не будет ставиться на балансовый учет учреждения как основное средство.
Также, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 4 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Закупки. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 36,5%.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Крымского УФАС России принимает решение о признании довода жалобы Заявителя необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 апреля 2023 г. N 082/06/106-320/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023