Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Быховца И.А., Членов Комиссии: Решетовой Н.Ю., Морозовой В.В., Идигишевой А.А.,
рассмотрение жалобы осуществлялось в присутствии представителей сторон:
Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" - Баева А.В., Ерофеевой А.В., посредством видеоконференцсвязи - представителей Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - Баймухамбетова К.Т., ООО "ЦифраКом" - Давыдова Ю.А., Кузнецовой О.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ЦифраКом" на действия Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на поставку программного обеспечения по сбору и анализу информации о рынке объектов недвижимости и результатов определения кадастровой стоимости (номер извещения N 0853500000323003026),
УСТАНОВИЛА:
17.04.2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ООО "ЦифраКом" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку программного обеспечения по сбору и анализу информации о рынке объектов недвижимости и результатов определения кадастровой стоимости (номер извещения N 0853500000323003026) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представители Заявителя доводы жалобы поддержали в полном объеме, пояснили, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к технологическому стеку разработки программного обеспечения без указания эквивалентности запрашиваемых технологий, что лишает возможности участников аукциона, предлагающих программное обеспечение, отвечающее функциональным требованиям Заказчика, но разработанное с применением средств разработки, отличных от указанных в описании объекта закупки, конкурировать с участником аукциона, использующим конкретные средства разработки, отличных от указанных в описании объекта закупки, конкурировать с участником аукциона, использующим конкретные средства разработки. Такие требования делают малозначимым функциональное назначение программного обеспечения и приводят к необоснованному предоставлению отдельному участнику закупки преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы.
Необоснованными указанные требования представители Заявителя полагают исходя из того, что Заказчик в условиях контракта на весь срок использования программного обеспечения предусмотрел гарантийное сопровождение, в рамках которого, Исполнитель обязан устранять все обнаруженные в программном обеспечении ошибки.
На основании изложенного, требования к применению конкретных средств разработки программного обеспечения, без указания возможности применения их эквивалентов, обеспечивающих выполнение функциональных требований, предъявляемых к программному обеспечению, являются необоснованными, ограничивают количество участников закупки.
Кроме того, представители Заявителя полагают, что Заказчиком указаны противоречивые требования в отношении программного обеспечения.
Сервер и персональные компьютеры должны быт описаны с указанием их фактических характеристик, поскольку испытания и приемка программного обеспечения осуществляются на технических средствах Заказчика. Описание объекта закупки не содержит определения "Пользователь", что вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчиком в таблице 1 "Перечень определений" указано на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 г N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", Международные стандарты серии ISO 9241-12-98 "Эргономические требования по работе в офисе с терминалами визуального отображения информации", которые не действуют.
В этой связи, указанные положения вводят участников закупки в заблуждение относительно требований к программному обеспечению, что ведет к ограничению. конкуренции.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, указав, что Заявитель запросов о разъяснении положений извещения не направлял, заявку на участие в аукционе не подавал. При этом, на участие в аукционе подано 2 заявки. 22.03.2023 г. Заказчиком был размещен запрос цен товаров, работ, услуг N 0353500000123000016, с объектом закупки - поставка программного обеспечения по сбору и анализу информации о рынке объектов недвижимости и результатов определения кадастровой стоимости. В адрес Заказчика поступило три коммерческих предложения. С учетом того факта, что на участие в аукционе подано 2 заявки, доводы Заявителя об ограничении конкуренции - необоснованны.
Установленные Заказчиком требованиям к объекту закупки, соответствуют потребностям Заказчика и не ограничивают конкуренцию, ввиду общедоступности и бесплатности данных программных средств ("РНР", Vue.js - JavaScript-фреймворк, Laravel Redis).
Таким образом, вывод Заявителя в части требований к применению конкретных средств разработки программного обеспечения без указания возможности применения их эквивалентности является несостоятельным и не ограничивает количество участников.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, являются правом заказчика. Необходимость установления данного требования напрямую связана с выполняемой заказчиком функции по определению кадастровой стоимости. Все системы, с которыми должно работать программное обеспечение однозначно описаны в объекте закупки. Одновременность требований к кроссплатформенности и операционной системе взаимосвязаны и необходимы, в связи с чем, довод Заявителя несостоятелен.
Минимальные требования характеристики оборудования для функционирования программного обеспечения, а не характеристик оборудования Заказчика, что является правомерным. Доводы представителей Заявителя о необходимости внесения в извещение термина "Пользователь", представители Заказчика полагают также несостоятельными, указав, что Закон о контрактной системе не содержит такой обязанности. В указании наименования акта, утверждающего методические рекомендации и в указании международного стандарта Заказчиком допущена опечатка, которая содержится только в таблице 1 Перечень определений описания объекта закупки.
Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав позицию представителей Заказчика, указав, что Заявителем в подтверждение своей позиции об ограничении количества участников закупки путем подобного формирования объекта закупки Заказчиком не представлено.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
07.04.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО Сбербанк-АСТ http://www.rts-tender.ru Заказчиком было размещено извещение об электронном аукционе на поставку программного обеспечения по сбору и анализу информации о рынке объектов недвижимости и результатов определения кадастровой стоимости (номер извещения N 0853500000323003026).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 361 400,00 рублей.
Закупка осуществляется при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п.
Срок окончания подачи заявок - 17.04.2023 г.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В данном случае, Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к услугам, которые должны быть оказаны в рамках исполнения контракта. Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствуется существующей потребностью. Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Иными словами, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить интересующий Заказчика товар, выполнить работу, оказать услугу, в соответствии с требованиями Заказчика, не понимание отдельных позиций отдельными участниками закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки или неверном составлении извещения об осуществлении такой закупки.
В полномочия антимонопольного органа разъяснение тех или иных положений извещения об аукционе в рамках рассмотрения жалобы, в порядке, определенном ст. 105, 106, 99 Закона о контрактной системе, не входит.
Исходя из положений ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя должна содержать доводы и документы, подтверждающие их обоснованность. Так, Заявителем не представлено доказательств и не заявлено обоснованных доводов по вышеуказанным позициям, свидетельствующих о нарушении положений законодательства о контрактной системе при подобном изложении описания объекта закупки, и невозможности подачи предложения по аукциону.
Изучив данные положения описания объекта закупки, с учетом пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений положений статьи 33 Закона о контрактной системе при изложении требований, характеристик объекта закупки, по указанным Заявителем позициям, в действиях Заказчика не усматривает.
На участие в данной закупке было подано 2 заявки, имеется 3 коммерческих предложения, программные средства, требуемые Заказчику, являются общедоступными, свободными для скачивания, бесплатными, соответственно, могут быть поставлены любым участником закупки. Заявитель не указал каким образом, ограничивают его права требование о наличии гарантийного сопровождения, которое было установлено в связи с потребностью Заказчика. Исходя из доводов жалобы, а также пояснений представителей Заявителя, следует, что наличие опечаток в таблице 1 "Перечень определений", в части указания утративших силу актов, для него является очевидным. При таких обстоятельствах, данные доводы, также являются несостоятельными.
Требования о внесении тех или иных понятий, терминов, непонятных отдельным участникам закупки в извещение об аукционе Законом о контрактной системе не предусмотрены.
Заявителем доводы о завышенных требованиях в извещении об аукционе, о формировании объекта закупки способом, приводящим к ограничению количества участников закупки, ничем не подтверждены. При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, данный довод Заявителя Комиссия Оренбургского УФАС России также считает необоснованным.
Комиссия Оренбургского УФАС России также считает необходимым отметить, что доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения, в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего, выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обратится в Оренбургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЦифраКом" на действия Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на поставку программного обеспечения по сбору и анализу информации о рынке объектов недвижимости и результатов определения кадастровой стоимости (номер извещения N 0853500000323003026), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 апреля 2023 г. N 056/06/33-397/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023