Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" о включении ООО "РАЗВИТИЕ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000821007428 "Оказание услуг по перевозке документов" (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
17.04.2023 ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "РАЗВИТИЕ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000821007428 "Оказание услуг по перевозке документов" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
19.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 408 266,6 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.12.2021 NИЭА1 ООО "РАЗВИТИЕ" (далееОбщество, Поставщик) признано победителем Аукциона.
20.12.2021 ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки и ООО "РАЗВИТИЕ" заключили контракт N 20А на оказание услуг по перевозке документов.
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель оказывает услуги по перевозке документов для нужд государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки".
В соответствии с п. 1.4. Контракта срок оказания услуги: с даты заключения Контракта, но не позднее 29 декабря 2021 года. Время оказания услуг: с 9.00 до 17.00.
Согласно Техническому заданию Контракта необходимо вывезти 578 398 дел из следующих адресов:
г.Саратов, ул.Чернышевского д.55;
г.Саратов, ул.Комсомольская д. 45;
р.п.Лысые Горы, ул. Железнодорожная д.17;
г. Хвалынск ул.Советская д.112;
г. Балаково ул. Ленина д.91;
г. Энгельс ул.Тельмана д.14А;
г. Маркс ул.Ленина д.80.
Пунктом 4.1. Контракта установлено, что приемка результата оказанной Услуги осуществляется Заказчиком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по факту оказания Услуги и включает в себя:
- проверку соответствия оказанной Услуги условиям Контракта;
- анализ отчетных документов, представленных Исполнителем на предметсоответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Контракта (при необходимости у Исполнителя запрашиваются недостающие документы);
- иные действия для всесторонней оценки (проверки) соответствия оказанных Услуг условиям Контракта и требованиям законодательства Российской Федерации.
По факту приемки результата оказанной Услуги Исполнитель и Заказчик подписывают документ о приемке по Контракту, который содержит обязательные реквизиты, установленные законодательством Российской Федерации, составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, подписывается Исполнителем, направляется для подписания Заказчику, или в случае, предусмотренном пунктом 4.6 Контракта, подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
Для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанной Услуги, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчиком проводится экспертиза Услуги в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона в срок не более 5 рабочих дней со дня получения от Исполнителя документов, предусмотренных пунктом 2.1.6 Контракта. Экспертиза может проводиться силами Заказчика, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Согласно 12.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
Также, в соответствии с п.12.2. Контракт действует по 31.12.2021 года. Окончание срока действия Контракта не влечёт прекращение обязательств по Контракту.
Пунктом 9 Контракта предусмотрено, что все споры и разногласия, которые могут возникнуть в ходе исполнения Контракта, будут разрешаться путем переговоров и направления Стороне претензии.
В соответствии с п.7.4. Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
05.04.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с его неисполнением, которое 05.04.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 05.04.2023.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 17.04.2023.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято по причине неисполнения Обществом условий Контракта, а именно не была осуществлена перевозка документов в полном объеме, не были предоставлены соответствующие документы на выполненную часть работы.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Общество не выполнило работы в полном объеме, Заказчик понёс убытки, которые были взысканы с него в Арбитражном суде.
Представитель Общества указал, что 21.12.2021 представители Общества прибыли для оказания услуг по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского д.55, однако не были допущены к оказанию услуг по причине того, что Заказчик требовал приступить к оказанию услуг с адресов: р.п. Лысые Горы, ул. Железнодорожная д.17 и г. Энгельс ул. Тельмана д.14А, несмотря на то, что график вывоза документов Контрактом не предусмотрен, данное обстоятельство подтверждается исходящим письмом в адрес Заказчика N 355 от 21.12.2021.
В дальнейшем, 22.12.2021 представитель Общества прибыл для оказания услуг по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского д.55, однако представителя Общества не допускали на территорию, и он был вынужден ожидать представителя Заказчика.
После допуска на территорию было установлено, что папки с делами находятся на стеллажах и не сформированы в короба, что исключает их перевозку и противоречит условиям Контракта.
В соответствии с техническим заданием к Контракту документы должны быть сформированы и находиться в архивных папках (коробах (далее - архивная папка)). Формат архивной папки - А4. В одной архивной папке может находиться от одного дела до двадцати пяти дел.
Согласно предоставленным Обществом Комиссии скриншотам переписки установлено, необходимые для перевозки дела находятся на стеллажах, сотрудники Заказчика не обладают информацией какие дела нужно перевозить.
Таким образом, исполнить обязательство согласно Контракту Обществу не представлялось возможным.
В информационном письме Общества N 405 от 29.12.2021 в адрес Заказчика указано, что за период с 23-29.12.2023 Обществом вывезено 107 877 дел, а именно:
г. Саратов, ул. Чернышевского д.55 - 42 600 дел;
р.п. Лысые Горы, ул. Железнодорожная д.17 - 14 480 дел;
г. Хвалынск ул. Советская д.112 - 13 000 дел;
г. Балаково ул. Ленина д.91 - 10 194 дел;
г. Энгельс ул. Тельмана д.14А - 13 448 дел;
г. Маркс ул. Ленина д.80 - 14 155 дел.
На рассмотрении Информации представитель Общества пояснил, что им были вывезены документы со всех районов Саратовской области, часть документов из г. Саратова не представлялось вывезти в связи с работой архива.
Представитель Заказчика пояснил, что 10.01.2022 года в адрес Общества было направлено письмо исх. N 7, согласно которому "Центр государственной кадастровой оценки" занимает помещения для хранения государственного архива технической документации на основании договоров аренды. 30.12.2022 Учреждением было получено уведомление от арендодателя о необходимости освободить помещение.
В связи с отказом Общества от выполнения работ по Контракту, Учреждение вынуждено было самостоятельно осуществлять перевозку документов.
В связи с чем Обществу было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон и одновременно направить документы, подтверждающие частичное выполнение обязательств.
Также Комиссии предоставлена переписка, которая велась между Заказчиком и Обществом по вопросу оплаты исполненных частично обязательств, согласно которой Заказчик направлял 18.02.2022 Уведомление о необходимости произвести расчет с учетом снижения начальной максимальной цены по контракту в размере 21,5%.
На данный довод Общество направляло письмо N 95 от 21.02.2022, согласно которому расчет стоимости производился Заказчиком и имеет место быть намеренное занижение стоимости.
Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также расторжения его было принято по истечению более 1 года и 3-х месяцев с даты окончания исполнения обязательств по контракту.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Развитие" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Вектор" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" в отношении ООО "Развитие" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 апреля 2023 г. N 64-94
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023