Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
-----------
в присутствии ----------- представителя государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", действующего на основании доверенности б/н от 12.09.2022 года (со сроком действия один год),
в отсутствие:
----------, надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/42-251/2023 (уведомление N ЕЛ/1439/23 от 21.04.2023 года),
представителей казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/42-251/2023 (уведомление N ЕЛ/14439/23 от 21.04.2023 года),
рассмотрев 25 апреля 2023 года жалобу ------- (далее - Заявитель) на действия казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик) и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000323001356 на оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ г.о. Саранск (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 18.04.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх. N 1887-ЭП/23 от 18.04.2023 года).
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/42-251/2023 о нарушении законодательства в сфере закупок от 21 апреля 2023 года N ЕЛ/1439/23 рассмотрение жалобы назначено на 25 апреля 2023 года в 15 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление о назначении дела к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференцсвязи, а также идентификатор (ID) сеанса видеоконференцсвязи, инструкция участника web-видеоконференции.
25.04.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 25.04.2023 года 17:25.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000323001356 о проведении Аукциона (с приложениями) размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 11.04.2023 14:11 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 288 414,01 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.04.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 19.04.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.04.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 NИЭА1 окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 19.04.2023 года поступила 1 заявка на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1905401. На основании направленной оператором электронной площадки заявки (все части заявки) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ, членами комиссии по осуществлению закупок была рассмотрена единственная заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в нарушение Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о необходимости предоставления опыта работы в соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх. N1980-ЭП/23 от 24.04.2023 года, вх. N1992/23 от 24.04.2023 года).
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с частями 4,5 статьи 31 Закона о контрактной в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Заявитель отмечает, что Заказчиком в извещении должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571, поскольку, по мнению Заявителя, в рамках контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, будут оказываться услуги по благоустройству кладбищ г.о. Саранск.
Согласно позиции 9 Приложения к Постановлению N2571 дополнительные требования устанавливаются для участников закупки, объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ г.о. Саранск.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N8-ФЗ) установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (часть 1 статьи 17 Закона N 8-ФЗ).
Согласно пункту 10.1 Правил содержания и учета мест захоронения на территории городского округа Саранск, утвержденных Постановлением Администрации городского округа Саранск от 14.07.2016 N 2212, казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" заключает контракты на содержание и благоустройство кладбищ на услуги смотрителей, а также для выполнения следующих видов работ:
- содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования территории кладбища, ее ограды, дорог, площадок и их ремонт;
- уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища, их полив и обновление;
- поддержание в исправном состоянии землеройной техники, транспортных средств, механизмов и инвентаря;
- вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков;
- систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора.
Благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в т.ч. территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно пунктам 3.2, 3.23 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - СП 82.13330.2016), благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. К элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Таким образом, к работам по благоустройству, согласно пункту 3.2 СП 82.13330.2016, относят исключительно работы инженерно-технического характера, при этом проектные решения и параметры указанных работ, а также необходимые сочетания элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях должны соответствовать основным требованиям вышеуказанного Свода правил (пункт 1.1. СП 82.13330.2016).
Согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного учреждения, виды работ (услуг), указанные в описании объекта закупки, по содержанию и обслуживанию кладбищ, не предусматривают проведение комплекса мероприятий инженерно-технического характера, следовательно, не относятся к благоустройству территории.
"Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" ОК 034-2014 (КПЕС 2008) работы по благоустройству территорий относит к коду 42.99 "Сооружения и строительные работы по строительству прочих гражданских сооружений, не включенных в другие группировки". С учетом того, что в позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 "работы по благоустройству территории" включены в одно "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг" с "работами по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений)", а дополнительные требования к участникам закупки предусматривают наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
Вместе с тем в рассматриваемой закупке использован код ОКПД2 - 96.03.11.300 "Услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения".
На основании вышеизложенного в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, будут оказываться услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, а не услуги по их благоустройству, таким образом, Заказчиком, Уполномоченным учреждением правомерно не установлены требования, предусмотренные позицией 9 приложения к Постановлению N2571.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В нарушение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, проект муниципального контракта не содержит обязательных условий в части начисления пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ------------ на действия казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000323001356 на оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ г.о. Саранск необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/42-250/2023.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/42-250/2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25 апреля 2023 г. N 013/06/42-251/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023