Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ СШОР "Школа высшего спортивного мастерства по водным видам спорта имени Ю.С. Тюкалова" (далее - Заказчик);
ООО "АУСТЕНА" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8923-ЭП/23 от 12.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку спортивной экипировки (извещение N 0372200141822000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку спортивной экипировки (извещение N 0372200141822000081) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 997 951,73 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АУСТЕНА".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N N 0372200141822000081-02 от 23.01.2023 на сумму 748 463,73 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку спортивной экипировки (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.7, 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в срок: с даты заключения по 10.02.2023.
Поставщиком 17.03.2023 произведена доставка Товара Заказчику услугами транспортной компании "Деловые линии" по транспортной накладной от 10.03.2023 N 23-00241120641. В ходе приемки выявлено, что Товар не соответствует требованиям Приложения N1 к Контракту "Требования к значениям показателей (характеристик) товара" и ненадлежащего качества.
Заказчик Товар не принял, составил Акт приемочной комиссии от 17.03.2023 N б/н, в котором зафиксированы результаты приемки Товара.
В соответствии с п. 3.16 Контракта Заказчик направил в адрес Поставщика мотивированный отказ (претензию) (исх. от 21.03.2023 N 381), с приложением Акта приемочной комиссии от 17.03.2023 N б/н с требованием выполнения условий Контракта, разместив 21.03.2023 мотивированный отказ (претензию) в ЕИС.
Поставка Товара с нарушением срока и ненадлежащего качества являются существенными нарушениями условий Контракта.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно п. 1.1. Контракта, Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии с Приложением N1 к Контракту (Требованиями к значениям показателей (характеристик) товара), являющимся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта, наименование, количество, стоимость и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N2 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 3.2. Контракта, срок поставки Товара: с даты заключения Контракта по 10.02.2023.
Согласно п. 10.1. Контракта, Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 51 Закона N 44-ФЗ и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, но не позднее 28.02.2023. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
29.03.2023 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В указанном Решении Заказчик указывает, что основанием для его принятия является поставка Товара с нарушением срока и ненадлежащего качества, что является существенным нарушением условий Контракта.
С указанным Решение ООО "АУСТЕНА" не согласилось, ввиду чего направило Заказчику соответствующее Возражение.
В соответствии с условиями Контракта Поставщик своевременно приступил к исполнению взятых на себя обязательств.
В ходе производства Товара Поставщик столкнулся с трудностями, которые в конечном итоге привели к просрочке обязательств - у ООО "АУСТЕНА" отсутствовала в наличии ткань необходимых расцветок, равно как у иных поставщиков данного рода товара в регионе. Приобретение необходимых тканей было возможно исключительно под заказ вне региона с отложенной доставкой.
Поскольку возможность срочного приобретения необходимого Товара в своем регионе у ООО "АУСТЕНА" отсутствовала, было принято решение сделать заказ ткани у третьих лиц - ООО "Фабрикфейшен" (г. Москва), которые в свою очередь гарантировали быструю и качественную доставку.
Впоследствии контрагент ООО "АУСТЕНА" не выполнил свои обязательства - первоначальная поставка, состоявшаяся 02.02.2023, оказалась некорректной, ввиду чего Поставщик продолжил заниматься поисками выхода из сложившейся ситуации, без чего приступить непосредственно к производству предусмотренного Контрактом Товара не представлялось возможным. Допоставка необходимой ткани произошла лишь 21.02.2023.
После устранения описанных выше негативных обстоятельств, Поставщик столкнулся со следующей проблемой - приближение срока исполнения взятых на себя обязательств.
В условиях нехватки времени и кадровых ресурсов, в целях недопущения срыва исполнения Контракта, ООО "АУСТЕНА" было принято решение прибегнуть к помощи третьих лиц.
Об описанных выше обстоятельствах Поставщик уведомлял Заказчика гарантийным письмом исх.N14 от 09.02.2023, в котором также была дана гарантия произвести поставку в срок до 10.03.2023 (гарантийное письмо исх.N14 от 09.02.2023).
10.03.2023 ООО "АУСТЕНА" в полном объеме направило Заказчику изготовленный Товар, прибегнув к услугам транспортной компании "Деловые линии", о чем уведомило Заказчика (письмо исх. N19 от 14.03.2023).
Фактическая дата прибытия Товара Заказчику - 17.03.2023.
Заказчик, в составе комиссии по приемке Товара, произвел приемку Товара в отсутствие представителя Поставщика, в ходе которой выявил, что Товар не соответствует требованиям Приложения N1 к Контракту. Был составлен Акт приемочной комиссии, в котором зафиксированы результаты приемки (акт приемочной комиссии от 17.03.2023).
21.03.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо с мотивированным отказом в приемке поставленного Товара (N 381 от 21.03.2023). Также в данном письме Заказчик, сославшись на п. 3.18 Контракта, потребовал от ООО "АУСТЕНА" заменить Товар ненадлежащего качества в течение 3 (трех) рабочих дней.
Относительно указанного выше факта представителем Участника сообщалось, что, находясь в условиях крайне сжатых сроков, отведенных на исполнение обязательств, а равно в условиях спешки, Поставщиком был допущен недочет, который выразился в отсутствии должного контроля качества готовой продукции перед ее отправкой Заказчику.
Одновременно с этим отмечаем, что согласно п. 3.18 Контракта, Поставщик обязан устранить все обнаруженные в ходе приемки недостатки своими силами и за свой счет в сроки, установленные в мотивированном отказе от подписания документа о приемке.
Анализируя указанную норму, следует заметить, что конкретных сроков устранения недостатков в Контракте не предусмотрено, данная прерогатива отдана Заказчику.
Вместе с тем нельзя не отметить, что установленный Заказчиком срок на устранение обнаруженных в ходе приемки недостатков - 3 (три) рабочих дня - заведомо не обоснован и занижен. Является он таковым по той причине, что устранение обнаруженных в ходе приемки недостатков предполагает следующий комплекс логистических и производственных действий:
1. Возврат непринятого товара из Санкт-Петербурга в Екатеринбург;
2. Непосредственное устранение недостатков на производстве;
3. Повторная отправка товара из Екатеринбурга в Санкт-Петербург.
В дополнение вышесказанному следует заметить, что время, затраченное исключительно на одно лишь передвижение товара между городами в среднем составляет не менее 14 (четырнадцати) дней (7 (семь) дней в одну сторону).
В сложившейся ситуации, осознавая, что исправить что-либо за 3 (три) рабочих дня физически невозможно, 22.03.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в котором повторно описал сложности, с которыми столкнулся при выполнении своих обязательств, а также предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон (письмо исх. N 19 от 22.03.2023).
В ответ, 29.03.2023 Заказчик направил письмо Поставщик, в котором отказал в расторжении Контракта по соглашению сторон и сообщил, что примет решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке (письмо N319 от 29.03.2023).
30.03.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в котором уведомил, что ООО "АУСТЕНА" от обязательств по Контракту не отказывается. Вместе с тем до Заказчика было доведено, что 3 (три) рабочих дня на устранение обнаруженных в ходе приемки недостатков, объективно недостаточно, а также то, что Поставщик готов заменить всю партию Товара в срок до 25 (двадцати пяти) календарных дней (письмо исх.N28 от 30.03.2023 г.).
Представитель Участника отмечает, что срок в 25 (двадцать пять) календарных дней обусловлен указанным выше комплексом логистических и производственных действий.
05.04.2023 ООО "АУСТЕНА" направило Заказчику гарантийное письмо, в котором в очередной раз сообщило заказчику о том, что Поставщик не отказывается от взятых на себя обязательств, готов устранить причины, послужившие поводом для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, гарантировало поставку Товара в полном соответствии с Приложением N1 к Контракту в срок не позднее 28.04.2023. Указанный срок обусловлен тем, что ранее направленный Заказчику Товар вернулся Поставщику лишь 05.04.2023, непосредственно временем на устранение недостатков, логистическими особенностями (письмо исх.N30 от 05.04.2023).
В качестве подтверждения факта своей добросовестности и отсутствия систематического нарушения действующего законодательства представитель Участника сообщает, что ООО "АУСТЕНА" ведет свою деятельность с 2010 г., общее количество заключенных Контрактов по Закону 44-ФЗ - 57; исполненных из них - 46; на исполнении в данный момент - 8. Ранее ООО "АУСТЕНА" под внимание антимонопольного органа не попадало, в реестр недобросовестных поставщиков не включалось.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "АУСТЕНА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Участником была осуществлена поставка Товара ненадлежащего качества с нарушением установленных Контрактом сроков.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АУСТЕНА" ИНН: 6674354536, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кочурова Елизавета Эдуардовна, ИНН: 667478207404, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Щукин Евгений Юрьевич, ИНН: 667414885757 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "АУСТЕНА" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.04.23 |
13.04.23 |
12.04.23 |
0 |
12.04.23 |
19.04.23 |
19.04.23 |
0 |
24.04.23 |
24.04.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2023 г. N РНП-78-489/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023