Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция по закупкам комитета по здравоохранению" (далее - Уполномоченный орган);
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 43" (далее - Заказчик);
ООО "Асвомед" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9143-ЭП/23 от 17.04.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования: аппарат рентгеновский для остеоденситометрии/система рентгеновской костной денситометрии, двухэнергетическая для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 43" в 2023 году (извещение номер 0372200219623000070) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200219623000070. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 522 940,00 рублей.
В жалобе ООО "Асвомед" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание требований к товарам установлено Заказчиком в Приложение N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного аукциона.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Объектом закупки является поставка оборудования: аппарат рентгеновский для остеоденситометрии/система рентгеновской костной денситометрии, двухэнергетическая для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 43" в 2023 году.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара "Аппарат рентгеновский для остеоденситометрии/Система рентгеновской костной денситометрии, двухэнергетическая", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару, а в частности показатель "Программа для оценки трабекулярного костного индекса и состояния микроархитектоники костной ткани, риска переломов, независимо от костной минеральной плотности у взрослых пациентов; расчет проводится на базе существующего исследования позвоночника, дополнительное исследование не требуется" соответствуют товары единственного производителя "ДжиИ Медикал Системз Ультрасаунд энд Праймери Кеа Диагностикс"
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем изделий.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товара, обладающего определенными техническими и функциональными свойствами. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик сообщил, что под требования технического задания подходят как минимум два производителя "ДжиИ Медикал Системз Ультрасаунд энд Праймери Кеа Диагностикс" и "Discovery W, Hologic"
В подтверждение своих доводов о том, что под требование технического задания подходит продукция производителя "Discovery W, Hologic" Заказчик представил сравнительную таблицу, составленную из сведений, полученных из коммерческого предложения.
Анализ вышеуказанного коммерческого предложения показал, что в нем указы характеристики, подходящие под требования технического задания.
Вместе с тем, входе рассмотрения жалобы по существу, Заявителем было представлены дополнительные пояснения:
"Метод расчёта костного трабекулярного индекса (TBS) был разработан только в 2008 г., программа TBS iNsight появилась только в 2012 году, соответственно при регистрации в 2005 году ни сам метода ни тем более специальная программа еще не могли быть в составе Денситометра компании Холоджик.
Изменения в технические характеристики, в том числе в части программ в аппараты компании HOLOGIC с 2005 года не вносились, что подтверждается данными с сайта Росздравнадзора..
Указанные выше выводы так же подтверждаются и размещенной на сайте Росздравнадзора инструкцией по эксплуатации, в которой, указаны основные технические характеристики товара, а гак же типы проводимых исследований и интерпретация результатов.
На стр. 2 инструкции в оглавлении перечислены типы исследований проводимых на данном аппарате:
- исследование поясничных позвонков
- исследование проксимального отдела бедра
- исследование костей предплечья
- исследование всего скелета
Наличие программы для исследования всего позвоночника в инструкции по эксплуатации не предусмотрено. А требуемая заказчику программа должна проводить расчет проводится на базе исследования именно позвоночника.
Так же, в инструкции описано только наличие стандартной программы DEXA исследования. Наличие специальных программ как для исследования структуры шейки бедра, так и для оценки трабекулярного костного индекса и состояния микроархитектоники костной ткани, риска переломов, независимо от костной минеральной плотности у взрослых пациентов с расчетом на базе существующего исследования позвоночника без дополнительного исследования не предусмотрено. Согласно информации размещенной на стр. 20 Инструкции денситометре компании HOLOGIC не производят расчет на базе существующих исследований (без дополнительных исследований) поскольку врачу предлагается просмотреть самостоятельно различные рентгенограммы и сравнить их с показателями полученными в результате исследования (в ручном режиме).
Из инструкции следует, что данный аппарат определят Т-индекс, Z-индекс и BMD- имнеральную плотность кости. Информация о наличии каких либо функций для оценка трабекулярного индекса и расчёт состояния микроархитектоники костной ткани независимо от костной минеральной плотности у взрослых пациентов на базе существующего исследования позвоночника, без дополнительных исследований в инструкции отсутствует.
Поскольку инструкция по эксплуатации относится к эксплуатационной документации производителя (изготовителя), согласно 4 Правил государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила регистрации), утвержденных постановлением правительства РФ от 27 декабря 2012 года N 1416 (далее - ПП РФ 1416) она обязана содержать гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) МИ.
Не предусмотрены, можно сделать вывод о том что данный программы отсутствуют в данном изделии, поскольку согласно требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия. Эти требования приведены в приказе Министерства здравоохранения РФ от 19 января 2017 года N 11н. Эксплуатационная документация подаваемая при регистрации медицинского изделия должна в обязательном порядке содержать все технические и функциональные характеристики изделия, сокращенная эксплуатационная документация допускается только для медицинских изделий 1 и 2а классов потенциального риска применения. Денситометры компании HOLOGIC относятся к классу 26, а значит должны содержать инструкцию, содержащую полную информацию о товаре, в противном случае их изделие не было бы зарегистрировано.".
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что продукция производителя "Discovery W, Hologic" по спорному параметру не соответствует характеристикам, установленным в извещении об осуществлении закупки, так как наличие программы для исследования всего позвоночника в инструкции по эксплуатации не предусмотрена.
Комиссия УФАС отмечает, что анализ поданных заявок показал, что на участие в закупке поступила единственная заявка, в которой была предложена продукция "ДжиИ Медикал Системз Ультрасаунд энд Праймери Кеа Диагностик".
Таким образом, представителями Заказчика в возражениях и на заседании Комиссии УФАС не представлены сведения и документы, свидетельствующие о необоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие прийти к выводу, что вышеуказанное описание объекта закупки сформировано таким образом, что соответствует продукции иных производителей, помимо "ДжиИ Медикал Системз Ультрасаунд энд Праймери Кеа Диагностик", в связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное требование извещения об осуществлении закупки не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвомед" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 43"
пр-кт Ленинский, д. 123, корп. 2,
Санкт-Петербург, 198207
тел.: 7-812- 4030243
СПб ГКУ "Дирекция по закупкам комитета по здравоохранению"
наб. реки Мойки, д. 42, лит. А, пом. 17-Н,
Санкт-Петербург, 191186
тел.: 7-812-4030243
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: (495) 733-95-19
ООО "Асвомед"
ул. Барклая, д. 6, стр. 5,
Москва, 121087
эл. почта: info@asvomed.r
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1441/23
20.04.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1441/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу, Заказчику - СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 43" - и аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200219623000070;
- внести изменения в извещение о проведении аукциона, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200219623000070 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200219623000070 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20.05.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2023 г. N 44-1441/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023