Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "СПбГУ" (далее - Заказчик):
ООО "Медико-социальная аналитика" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9185-ЭП/23 от 17.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков вследствие уклонения Участника от заключения государственного контракта на поставку изделий санитарно-гигиенического назначения для отделения онкологии (Клиника ВМТ) (извещение N 0372100003423000202),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий санитарно-гигиенического назначения для отделения онкологии (Клиника ВМТ) (извещение N 0372100003423000202) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Медико-социальная аналитика".
Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
12.04.2023 Заказчик разместил на электронной торговой площадке (ЭТП ТЭК-Торг) проект государственного контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
В регламентированный срок ООО "Медико-социальная аналитика" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также не представило необходимые документы об обеспечении исполнения контракта, в связи с чем, Заказчик разместил на Официальном сайте Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.04.2023 NППУ20_1.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил что ООО "Медико-социальная аналитика" были предприняты все возможные меры для подписания контракта, а именно:
1. Изучен направленный 11.04.2023 на электронную почту tender@amk-russia.ru проект контракта и 12.04.2023 в 14:33 дана обратная связь Заказчику на электронную почту skk-tender@mail.ru, что контракт проверен, и ООО "Медико-социальная аналитика" готово к подписанию контракта.
2. ООО "Медико-социальная аналитика" была запрошена и подготовлена независимая гарантия N 10604381 от 14.04.2023 для обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем в рамках договора, заключенного между ООО "Медико-социальная аналитика" и ООО "Служба единой услуги" на оказание услуг по сопровождению участия в тендерах, все обязательства выполняет сотрудник ООО "Служба единой услуги", в лице директора Кузьминой Татьяны Алексеевны, действующего на основании Устава. В рамках действующего договора специалист компании оказывает услуги удаленно. В соответствии с соглашением о передаче оборудования, специалисту передан ноутбук и электронный ключ, оформленный на сотрудника ООО "Медико-социальная аналитика" для участия в закупках, для выполнения взятых на себя по договору N б/н от 01.11.2022 обязательств.
Однако, по словам представителя Участника, в день подписания контракта 13.04.2023 с 10.00 и до 17.00 сотрудник ООО "Служба единой услуги" не выходил на связь, не отвечал на телефонные звонки, сообщения в мессенджерах и на электронную почту. Генеральным директором ООО "Медико-социальная аналитика" в 17:08 было направленно претензионное письмо с требованием незамедлительно решить вопрос и объяснить причину сбоя в работе и не подписания контракта, которое осталось без ответа. 13.04.2023 около 20:00 от ООО "Служба единой услуги" в офис прибыл курьер с электронным ключом и ноутбуком, но в этот день официальный провайдер ошибочно полностью отключил связь в офисе и всей сети организации, что подтверждает официальное письмо провайдера ООО "Северен-Телеком". Узнав о доставке ключа и ноутбука, генеральный директор прибыла в офис около 22:00, но из-за отсутствия связи сделать ничего не смогла. Пытаясь исправить положение, генеральный директор ООО "Медико-социальная аналитика" направила письмо Заказчику по электронной почте, с просьбой рассмотреть в данной ситуации возможность отмены результатов закупки Заказчиком и предложила осуществить частичную поставку необходимых Заказчику изделий по отдельному договору из примерного месячного расчета, чтобы при проведении новых торгов закрыть текущие потребности Заказчика в товаре.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Медико-социальная аналитика" в реестр недобросовестных поставщиков поскольку полагает, что указанное выше свидетельствует о намерении ООО "Медико-социальная аналитика" заключить и исполнить контракт.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Участник представил независимую гарантию N 10604381, оформленную АКБ "Абсолют Банк (ПАО), в качестве обеспечения исполнения контракта, которая датирована 14.04.2023, то есть вне регламентированного Законом о контрактной системе срока подписания проекта контракта.
Документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся непреодолимым препятствием для обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок Участником не представлено.
Таким образом, документов, подтверждающих намерение и готовность ООО "Медико-социальная аналитика" подписать и исполнить контракт на заседание Комиссии УФАС не представлено.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Следовательно, Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, должен надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы (в том числе для того, чтобы обеспечить исполнение контракта), а также осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта свидетельствует о том, что ООО "Медико-социальная аналитика" в регламентированный Законом о контрактной системе срок не подписало проект контракта и не представило Заказчику обеспечение исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Таким образом, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, отсутствия доказательств, подтверждающих добросовестность Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Медико-социальная аналитика" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медико-социальная аналитика", ИНН: 7802879815; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Миклашевич Светлана Олеговна, ИНН: 780422974403, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Севастьянова Александра Михайловна, ИНН: 780536197310, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Медико-социальная аналитика" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.04.23 |
17.04.23 |
17.04.23 |
0 |
17.04.23 |
24.04.23 |
21.04.23 |
0 |
26.04.23 |
26.04.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2023 г. N РНП-78-496/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023