Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ГБОУ школа N 88 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "Охранная фирма "Титан" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9188-ЭП/23 от 17.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание охранных услуг (извещение N 0172200004321000226),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения сведений после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения сведений не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
21.04.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось с измененным составом Комиссии УФАС - рассмотрение сведений, представленных Заказчиком, началось заново.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг (извещение N 0172200004321000226) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 38 037 195,84 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19.01.2022 NППИ1 победителем Конкурса признано ООО "Охранная фирма "Титан".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0172200004321000226/88 от 31.01.2022 на сумму 4 078 800,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказать охранные услуги (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 28.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно условиям Контракта:
- Исполнитель обязан оказывать Услуги лично согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N2 к Контракту) (п. 2.1.1 Контракта);
- Исполнитель должен обеспечить прибытие на каждый из объектов Заказчика мобильной вооруженной группы Исполнителя в составе не менее 2 человек, вооруженных служебным короткоствольным нарезным оружием, по сигналу "Тревога" в соответствии с режимом работы поста охраны на объекте и режимом оказания услуг, указанным в Таблице N 2 (п. 2.3 Технического задания);
- Исполнитель обязан незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулирования лицензии (п. 2.1.5 Контракта);
- Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество Услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность (п. 2.4.1 Контракта).
Согласно установленным при осуществлении закупки требованиям является обязательным для Исполнителя при оказании услуг (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0172200004321000226):
- использование мобильной группы - "да";
- наличие оружия у сотрудников мобильной группы - "да".
Заказчиком получена информация от Отдела лицензионно-разрешительной работы по Калининскому району Главного управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ N 0002747, выданное ЦЛРР Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 05.02.2018.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Дальнейшее исполнение обязательств по оказанию охранных услуг Исполнителем, как не соответствующего требования установленным извещением об осуществлении закупки, не может осуществляться и подлежат прекращению.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
22.03.2023 Заказчик разместил новые заявки на оказание Услуг в отношении тех же адресов, что были указаны в Контракте, заключённом с ООО "Охранная фирма "Титан" у единственного поставщика.
В результате новой закупки 24.03.2022 Заказчик заключил контракт с ООО "ОО "АКСИОМА БЕЗОПАСНОСТИ-П" (ИНН: 7839037484; ОГРН 1157847184516; 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр-кт, д. 9/2, литера А, пом. 10Н).
Датой начала оказания услуг по замещающему контракту - 25.03.2023.
Письмом от 23.03.2023 (до момента направления уведомления о расторжении) заказчик направил исполнителю уведомление с требованием освободить занимаемые им помещения.
После подписания новых контрактов с "ОО "АКСИОМА БЕЗОПАСНОСТИ-П" Заказчик посредством Единой информационной системы в сфере закупок уведомил Исполнителя о принятом им решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта по п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе".
Уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено Заказчиком на ЕИС 28.03.2023.
Отказ Заказчика от Контракта мотивирован тем, что у Исполнителя прекращено действие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, что делает невозможным оказание Услуг.
На момент проведения процедуры закупки в 2021-2022 гг. у Исполнителя имелось соответствующее разрешение на хранение оружия.
По мнению Исполнителя, Заказчику было известно, что указанное разрешение выдается на определенный срок и регулярно продлевается органами Росгвардии. Исполнитель имеет лицензию от 15.08.2016 на осуществление частной охранной деятельности N 033087 (продлена по 13.02.2028) и вправе оказывать Услуги по Контракту.
Заказчик не запросил ни у Исполнителя, ни в органах Росгвардии сведения о наличии у Исполнителя действующего разрешения, по этой причине у Заказчика не имелось оснований для принятия решений об одностороннем отказе от исполнения Контрактов.
Таким образом, отказ Заказчика от исполнения Контрактов заявлен при отсутствии оснований, предусмотренных п.1 ч.15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Поскольку уведомление об одностороннем отказе от Контракта размещено в ЕИС 28.03.2023, то датой его предполагаемого вступления в силу являлось 10.04.2023.
07.04.2023 Исполнитель разместил в ЕИС разрешение от 07.04.2023 на хранение оружия. Таким образом, даже если предположить, что вменяемое нарушение Контракта имелось, то Исполнитель до момента предполагаемого вступления в силу одностороннего отказа от Контракта устранил нарушение. Следовательно, Заказчик должен был отменить Решение и разместить соответствующие сведения в единой информационной системе, однако в нарушение ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ этого не сделал.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Охранная фирма "Титан" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Охранная фирма "Титан" были устранены нарушения, послужившие причиной для принятия Решения Заказчиком, в установленные законом сроки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Охранная фирма "Титан" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Охранная фирма "Титан" (ИНН: 7804049915) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 апреля 2023 г. N РНП-78-500/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2023