Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9336-ЭП/23 от 17.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку инструментария для дооснащения кардиохирургической операционной (извещение N 0372100049622002740),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку инструментария для дооснащения кардиохирургической операционной (извещение N 0372100049622002740) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 834 567,19 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" заключен государственный контракт N 03721000496220027400001 от 23.01.2023 на сумму 771 001,30 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.3, 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку инструментария для дооснащения кардиохирургической операционной (далее - Товар) партиями, по заявкам Заказчика, в течение 10-ти дней с момента поступления заявки, в период с даты заключения Контракта по 30.11.2023 (п. 5.2 Контракта).
06.02.2023 Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара N 3. Однако по состоянию на 03.04.2023 Товар Участником поставлен не был.
Согласно п. 12.4 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в том числе в случае однократного нарушения Участником срока поставки Товара, в случае если нарушение срока поставки Товара вдовое превышает срок поставки Товара, предусмотренный п. 5.2. Контракта.
На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.04.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что оснований для внесения сведений об ООО "ПКФ "ФАРМРЕСУРС", равно как и об единоличном исполнительном органе и учредителей в Реестр недобросовестных поставщиков не имеется в виду следующего.
31.01.2023 Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара N 1. Таким образом, ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" обязано осуществить поставку в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) не позднее 10.02.2023. Вместе с тем подавляющее большинство Товара по указанной заявке производится за пределами Российской Федерации - "ЦМ Инструменте ГмбХ" (Германия), лишь одна позиция N 22, подлежащая поставке, производится ООО "Производственная медицинская компания" (Россия).
До момента получения заявки ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" осуществило заказ необходимых для исполнения настоящего Контракта инструментов у "ЦМ Инструменте ГмбХ" и ООО "Производственная медицинская компания", что подтверждается договором поставки от 07.06.2022 N 8и/22, счетом на оплату N 3 от 13.01.2023, счетом на оплату N 4, платежным поручением N 88 от 25.01.2023, платежным поручением N 89 от 25.01.2023, товарной накладной N 34 от 28.03.2023, товарной накладной N 35 от 28.03.2023.
Поскольку по Контракту поставка должна была быть единоразовой ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" дожидалось прибытия всей партии инструментов для исполнения своих обязательств.
Кроме того, Участник, получив заявку N 1 от Заказчика, направил в его адрес информационное письмо 31.01.2023, в котором сообщил, что заказ на производство инструмента, являющегося предметом Контракта, был своевременно размещен ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" у производителя 25.01.2023, срок производства составляет в среднем около 1,5-2 месяцев. Из-за введенных санкций со стороны Евросоюза в отношении Российской Федерации произошли серьезные изменения в логистической схеме доставки иностранного товара до покупателя на территории Российской Федерации. Срок поставки от производителя, включая таможенное оформление в среднем составляет 25-30 дней. Таким образом, суммарный срок производства и поставки составляет 70-90 дней с момента оплаты товара.
Вместе с тем Заказчиком было принято решение о об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Каких-либо претензий о нарушении срока в исполнении обязательств в адрес Участника от Заказчика не поступало.
После принятия Заказчиком Решения Участник получил от производителя Товар и осуществил его поставку Заказчику. Однако Заказчик проигнорировал требование ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе и не отменил не вступившее в законную силу Решение.
14.04.2023 на Официальном сайте Заказчиком был размещен отказ в приемке Товара, ссылаясь на отсутствие сертификатов соответствия, паспортов или сертификатов качества продукции, инструкции по эксплуатации "Пинцет анатомический 200 мм" (производство Россия), наличие дефектов, отсутствие маркировки и товарного знака производителя.
При этом Участник считает, что указанные недостатки являются устранимыми, и Заказчик, испытывающий нужду в поставке предусмотренных по Контракту Товаров, мог пойти на встречу, предоставив время для устранения этих несущественных устранимых недостатков. Таким образом, оснований для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта в данном случае не имеется.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что указанное выше с очевидностью свидетельствует о намерении ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" исполнить обязательства по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС" (ИНН: 6670066150), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 апреля 2023 г. N РНП-78-514/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023