Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБАО "Смольнинское" (далее - Заказчик):
ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9338-ЭП/23 от 17.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание медицинских услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования работников СПб ГБАУ "Смольнинское" (извещение N 0372200286723000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования работников СПб ГБАУ "Смольнинское" (извещение N 0372200286723000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 737 250,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" заключен государственный контракт N 226-57 от 24.03.2023 на сумму 327 627,50 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать медицинские услуги по проведению обязательного психиатрического освидетельствования работников СПб ГБАУ "Смольнинское" (далее - Услуги) в период с даты заключения Контракта по 30.12.2024 (включительно) (п. 3.1 Контракта).
Согласно п. 3 Порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон N 3185-1 от 02 июля 1992 года), а именно комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии с положениями раздела 5. Порядок оказания услуг Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) Участник обязан до начала оказания услуг сформировать врачебную комиссию, создаваемую в соответствии со ст. 6 Закона N 3185-1 от 02 июля 1992 года, и предоставить Заказчику приказ об утвержденном составе врачебной комиссии и лице ее возглавляющем, подписанный всеми членами комиссии.
Во исполнение данного требования Заказчиком 29.03.2023 было направлено письмо в адрес Участника (исх. номер 381/23) с просьбой предоставления приказа об утверждении врачебной комиссии для проведения психиатрического освидетельствования.
В ответ на вышеуказанное письмо 30.03.2023 Участник направил приказ о создании врачебной комиссии для психиатрического освидетельствования (вх. 2164 от 30.03.2023). Документ, предоставленный Участником, не подтверждает полномочия медицинской организации на создание комиссии для проведения психиатрического освидетельствования в соответствии со ст. 6 Закона N 3185-1 от 02 июля 1992 года.
03.04.2023 Заказчик направил письмо (исх. 397/23) в адрес Участника с просьбой подтверждения полномочий создания Участником медицинской комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии со ст. 6 Закона N 3185-1 от 02 июля 1992 года.
В ответном письме (вх. 2283 от 04.04.2023) Участник сообщил, что медицинские организации частной системы здравоохранения не относятся к государственной системе здравоохранения, в связи с чем у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья отсутствуют полномочия по созданию врачебных комиссий, указанных в ст. 6 Закона N3185-1 от 02 июля 1992 года для проведения обязательного психиатрического освидетельствования. Следовательно, врачебная комиссия для проведения психиатрического освидетельствования, создаваемая в ст. 6 Закона N 3185-1 от 02 июля 1992 года, для оказания Услуг по Контракту отсутствует. Тем самым Участник нарушил обязательство, указанное в разделе 5. Порядок оказания услуг Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту).
В связи с вышеизложенным на основании пп. б) п. 1) ч. 15 п. 1 ст. ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 11.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.04.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с доводами Заказчика, положенными в основу принятого Решения, не согласен по следующим обстоятельствам.
Пунктом 3 Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) предусмотрено, что Участник обязан иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию, в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".
Более того, Участник обязан иметь врачебную комиссию для проведения психиатрического освидетельствования, создаваемую в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон).
В силу положений ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона, гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Таким образом, для осуществления освидетельствования граждан, врачебная комиссия медицинской организации должна быть уполномочена на предоставление указанной услуги со стороны федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, то есть со стороны Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга.
В настоящее время Комитет по здравоохранению г. Санкт-Петербурга не предоставляет полномочий врачебным комиссиям медицинских организаций частной системы здравоохранения на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, устанавливая тем самым конкуренцию в сфере оказания подобных услуг.
Из ответа на обращение гр. Максимова В.А., направленного со стороны УФАС по г. Санкт-Петербургу (исх. N 78/5997/23 от 21.03.2023) следует, что Комитету по здравоохранению г. Санкт-Петербурга со стороны антимонопольного органа было выдано предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и принятии мер по устранению последствий такого нарушения посредством разработки порядка принятия решения (правового акта) о предоставлении медицинским организациям частной системы здравоохранения полномочий на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Таким образом, в скорейшем времени указанный вопрос будет решен со стороны Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга, и частные медицинские организации будут иметь возможность создавать врачебную комиссию для проведения психиатрического освидетельствования в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Вместе с тем, по словам представителя Участника, ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" обладает всеми необходимыми ресурсами для исполнения настоящего Контракта, а именно:
1. имеет в штате квалифицированных специалистов (врачей-психотерапевтов), которые имеют право оказывать услуги по психиатрическому освидетельствованию;
2. обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности (ЛО-78-01-007637 от 27.02.2017), выданной Комитетом по здравоохранению г. Санкт-Петербурга, в том числе на оказание медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по психиатрии, а также по проведению медицинских освидетельствований;
3) имеет соответствующую врачебную комиссию, состоящую из 3-х профильных специалистов.
В силу ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В указанной части Заказчиком не было исполнено требование Закона о контрактной системе о признании заявки ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" не соответствующей требованиям документации о закупке, а также не было реализовано право на отказ от заключения Контракта.
12.04.2023 Участником в адрес Заказчика были направлены мотивированные возражения относительно принятого Решения о расторжении Контракта, в которых также было указано на то, что ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" не отказывается от исполнения настоящего Контракта, о том, что готово исполнить его в полном объеме, в связи с чем просило отменить вынесенное Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Представитель Участника считает, что нарушений условий Контракта со стороны ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" допущено не было, и в случае, если для Заказчика является принципиальным вопрос создания врачебной комиссии в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Участник просил предоставить некоторое время до момента принятия Комитетом по здравоохранению г. Санкт-Петербурга соответствующих мер, на основании предупреждения УФАС по г. Санкт-Петербургу (исх. N78/5997/23 от 21.03.2023).
Решение о расторжении Контракта было вынесено не по причине существенного нарушения условий Контракта, а на основании пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе (по причине несоответствия Участника закупки предъявляемым требованиям).
Таким образом, со стороны ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" не было допущено каких-либо недобросовестных действий, направленных на неисполнение условий заключенного Контракта, а наоборот, было сообщено Заказчику о готовности исполнить принятые на себя обязательства, а также подождать разрешения вопроса, связанного с исполнением предупреждения УФАС г. Санкт-Петербурга, выданного в адрес Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга.
Вопрос о соответствии/несоответствии Участника закупки требованиям, предъявляемым Заказчиком, решается на этапе рассмотрения поданных заявок уполномоченной комиссией Заказчика.
С учетом представленных документов и сведений уполномоченная комиссия Заказчика не нашла оснований для отклонения заявки ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб".
ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" на регулярной основе оказывает услуги по осуществлению медицинских осмотров для различных государственных заказчиков на территории г. Санкт-Петербурга, что подтверждается информацией о заключенных и исполненных контрактах в единой информационной системе (более 100 исполненных контрактов аналогичной тематики).
В полной мере обладая штатом квалифицированных сотрудников, лицензией на осуществление медицинской деятельности, необходимым оборудованием, ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" имеет возможность оказывать услуги по проведению психиатрического освидетельствования людей.
Более того, в соответствии с Письмом ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков":
1. По вопросу о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что на стадии исполнения контракта заказчиком установлено, что сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) содержались в Реестре на момент подачи заявки, ФАС России сообщает.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая вышеизложенное, а также требования ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Таким образом в силу того, что Заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указывается на наличие существенных нарушений условий контракта со стороны ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" в рамках рассматриваемого обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, невозможно установить факт недобросовестного поведения общества.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медицинские Профилактические Осмотры СПб" (ИНН: 7841005553), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 апреля 2023 г. N РНП-78-515/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023