Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУН Институт проблем машиноведения Российской академии наук (далее - Заказчик);
ИП Миралимов К.А. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9370-ЭП/23 от 17.04.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку рабочих станций (извещение номер 0372100007023000002) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100007023000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 630 100,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
В частности, Заказчиком установлены следующие правила:
"Требования к описанию характеристик (показателей) товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки:
- в описании товара использованы следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
- Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
по первому виду показателей участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значение (при этом учитываются предельные максимальные и (или) минимальные значения, установленные в требованиях):
Заказчик, в целях определения соответствия товара, предлагаемого участником аукциона к поставке или используемого при выполнении работ или оказании услуг при выполнении работ использует следующие виды показателей (нумерация в порядке представления):
- показатели (характеристики), для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
- показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений;
- показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться.
- показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений;
По первому виду показателей участник закупки указывает в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией. В случае если установлено максимальное и минимальное значение показателя одновременно, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным значениям, если иное не определено настоящей инструкцией.
По второму виду показателей, участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующие требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
По третьему виду показателей участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующее требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
По четвертому виду показателей, которые определяются диапазоном значений, т.е. перечнем значений, лежащих в интервале между минимальным и максимальным значениями показателя), участник закупки указывает нижнюю и верхнюю границу диапазона значений удовлетворяющих требованиям технического задания, если иное не описано настоящей инструкцией.
При заполнении заявки и указании конкретных показателей (конкретных значений показателей) не допускается употребление слов и словосочетаний, допускающих двусмысленное толкование: "ориентировочно", "превышает/не превышает", "примерный", "средний", "около", "в основном", "опционально", "и другое", "или", "либо", "возможно/не возможно", "в/за пределах(ами)", "более/не более", "менее/не менее", "ранее/не ранее", "хуже/ не хуже", "лучше/ не лучше", "уже/ не уже", "шире/не шире", "ниже/не ниже", "выше/ не выше", "должен/ не должен", "должен быть/не должен быть", "может быть/ не может быть", "допускается/не допускается", и их производных, например, "больше" от "более", "свыше" от "выше" и аналогичных по смыслу.
Слова и словосочетания "должен/ не должен", "должен быть/не должен быть", "может быть/ не может быть", "допускается/не допускается" необходимо заменить на слова и словосочетания исключающие двусмысленное толкование, например: "наличие/ отсутствие", "есть/нет", "имеется/не имеется".
Недопустимо использовать знаки и выражения: "-", "_", "", "~", "от", до
,
/
,
\
,
|
,
#
,
<
,
>
,
,
,
;
,
*
,
,
, обозначающие диапазоны значений с закрытыми или открытыми границами интервала, варианты значений, если иное не определено настоящей инструкцией.
При подготовке заявки все недопустимые термины должны быть заменены.
При указании конкретных показателей, участником закупки, в обязательном порядке указывается единица измерения показателя, в соответствии с единицами измерений установленными документацией о закупке. Недопустимо изменять в заявке единицы измерения показателей.
В случае, если для одного показателя, установлено несколько единиц измерения, конкретные значения показателя необходимо представить со всеми предложенными единицами измерения.
Если значение показателя (характеристики) товара является отрицательным значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел, в том числе при установлении требований к температурным показателям.
При указании конкретных значений показателей первого вида предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, равные или ниже, выше значений, установленных настоящей документацией, для которых установлены минимальные или максимальные значения с использованием слов или словосочетаний: "менее, не менее", "хуже, не хуже", "уже, не уже", "ниже, не ниже", "более, не более", "выше, не выше", "превышает, не превышает", "от", "до" и их производных или аналогов, а также с использованием знаков и выражений: "~", "<", ">", ,
.
При указании требований к значениям показателей с использованием только одного предлога "от" или "до" предлог "от" следует считать аналогом "более", предлог "до" следует считать аналогом "менее".
При указании конкретных значений показателей второго вида предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, выбранные из представленных в настоящей документации вариантов, описанные с использованием слов или словосочетаний: "из перечня:", "из списка:", "из состава:", "из представленных:", "или", "и/или" , "либо" и их производных или аналогов, а также с использованием знаков и выражений: "/", "|".
При описании требований к значению показателя, для которых указаны варианты значений, Заказчиком использован союз "либо" разделяющие требуемые значения товаров (материалов), который свидетельствует о том, что необходимо указать только одно из предложенных значений. В случае установления к значению показателя характеристики "опционально" участник обязан указать соответственно наличие или отсутствие данной опции в предлагаемом к поставке товаре заменив слово "опционально" на слова "наличие" или "отсутствие". Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, описанных с использованием союзов "или", "либо" и словом "опционально", участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного варианта значения показателя. По показателям, которые установлены для остальных значений (которые не выбрал участник), участник указывает следующие слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х".
При указании конкретных значений показателей третьего вида предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, выбранные из представленных в настоящей документации вариантов, описанные с использованием слов или словосочетаний: "должна состоять из", "должен состоять из", "должно состоять из", "обязан", "необходим", "должен/ не должен", "должен быть/не должен быть", "может быть/ не может быть", "допускается/не допускается" и их производными, например, "следует", "ожидается" и иными аналогичными словами в том числе с разными падежными/родовыми окончаниями, указанными после характеристики/показателя или с описанием характеристики/показателя без предъявления дополнительного требования с использованием союза "и" или разделенных знаками "," "\". При установлении требований к значению показателей для которых указаны варианты значений одновременно с использованием знаков "," и "/" участник должен указать обязательно характеристики, отделенные "," и при наличии возможности одно или несколько вариантов значений, разделенных с использованием знака "/", либо их отсутствие.
При предоставлении сведений о конкретных показателях товаров не допускается изменение формулировок, установленных заказчиком в аукционной документации в наименовании показателей, а также исключение слов (словосочетаний): "не менее", "не более", "от", "до", "более", "менее", "свыше", "максимальный", "минимальный", и их производных из наименований показателей.
Характеристики/показатели товаров со словами: "в/за пределах(ами)", "от", "до" и аналогичных, обозначающих границы интервала (перечень значений, лежащий между нижней и верхней границами), а также описанные с использованием символов: -
,
,
,
~
,
<
,
>
,
,
,
,
, "", обозначающие диапазоны значений с закрытыми или открытыми границами интервала, относятся к показателям четвертого вида.
Показатели, в требованиях к значениям которых одновременно используются союзы "от" и "до" устанавливающие диапазон значений относятся к четвертому виду показателей - показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений.
Требования к знаку "/" ("слэш"), представленные в настоящей инструкции, не применяются в случае, если указанный знак "/" используется в единице измерения или в числе, выраженном в виде простой (обыкновенной) несократимой дроби.
При указании значений с использованием знаков: "-", "~", знаком "обелюс" минимальным является значение, указанное до знаков: "-", "~", "" или слов: "от", "более" и их производных, максимальным - значение, указанное после знаков: "-", "~", "" или слов: "до", "менее" или их производные.
При указании значений показателей границы интервала включаются, за исключением показателей разделенных знаком "-", а также словами "более", "менее" и аналогичными по смыслу (подразумевающими строгое не равенство), в таком случае границы интервала не включаются.
Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "X1 ~ X2" (где X1, X2 - требуемые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений. Исключением являются случаи, когда единица измерения установлена в наименовании показателя, в данном случае Участнику требуется указать один из вариантов значений, указанных через знак "~".
При указании требования к показателю установленного с использованием знака "_", по данному виду показателей участник должен указать значение, являющееся диапазоном без изменений.
При указании значений с использованием знака "_" минимальным является значение, рассчитанное как разность между значением, стоящим до указанного знака и после него, максимальным - рассчитанное как сумма значений, стоящих до указанного знака и после него, включая границы интервала в обоих случаях. В таком случае в заявке следует указать верхнюю и нижнюю границы диапазона значений, удовлетворяющих требованиям технического задания.
В случае отсутствия перед знаком "_" какого-либо числа, за значение, стоящее до указанного знака следует принимать число "0".
При указании габаритных размеров "Габаритные размеры (ШхГхВ): не менее/не более ШхГхВ", участник должен предоставить соответствующее значение "не менее/не более" каждого из указанных измерений.
Участник при заполнении заявки должен учитывать, что все требования, установленные к уровню шума, не являются изменяемыми.
В случае указания строгого неравенства в описании показателей товаров границы диапазона, обозначенные в виде минимальных/максимальных значений, не могут являться конкретными значениями показателей, в случае указания нестрогого неравенства - могут.
Строгое неравенство подразумевает неравенство двух сравниваемых объектов. Нестрогое неравенство допускает равенство сравниваемых объектов. В случае если при описании требований к значению показателя указываются варианты значений, разделенные союзами в форме "и/или", необходимо указать только один союз.
При установлении Заказчиком требований, когда наименование показателя содержит более одной однотипной характеристики (например, "тип открытия, закрытия", "скорость ч/б; цветного копирования", "Функция включения/выключения", "прочность при разрыве до и после старения"), следует считать, что уточняющие слова/знаки/словосочетания такие как "и", "/", ";" относятся к каждой из них. В этом случае, участнику следует указать значение показателя для каждой однотипной характеристики (например, через запятую в том же порядке) отделив их.
При установлении требований к значениям показателя, наименование показателя и требования к значению показателя товара разделены знаком ":". В случае, если наименование показателя и требования к его значениям разделяет знак "-", то требования к значению показателя товара являются не изменяемыми и указываются в заявке в неизменном виде.
Значение показателя, заключенное в круглые скобки, знак "(_)", является не изменяемым, указываются участником без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями, за исключением случаев, когда показатель является несоответствующей (несуществующей) характеристикой товара для выбранного значения показателя, который он вправе не указывать в соответствии с положениями настоящей инструкции."
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки не содержит требований, которые бы были выражены с использованием всех вышеуказанных слов и символов, а, следовательно, указанные положения инструкции не применяются при заполнении заявок на участие в рассматриваемом аукционе.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Техническое задание, содержится в Приложение N1 к Описанию объекта закупки к извещению о проведении электронного аукциона (далее- Приложение), который содержит требования к рабочим станциям разных типов.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что наименование товаров и количество, указанное в Приложении отличается от размещённого в извещении, а разобрать какой товар необходим к поставке из наименования "рабочая станция" затруднительно.
В свою очередь Заказчик сослался на техническую ошибку.
Комиссия УФАС отмечает, что представленный пример не является исчерпывающим.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу что вышеуказанное требование, установлено таким образом, что в данном случаи определить потребность Заказчика затруднительно, а, следовательно, его требования не корреспондируются с положением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
3. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не правомерно установлен в Извещении запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с Извещением объектом закупки является поставка рабочих станций.
При этом, изучив Извещение, Комиссией УФАС установлено, что поставляемое в рамках исполнения государственного контракта оборудование должно быть оснащено операционной системой "Windows 10 Pro", которая в свою очередь относится к программе, подпадающий под запрет пункта 2 Постановления N 1236.
Учитывая вышеизложенное, а также факт отсутствия обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Комиссия УФАС устанавливает в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
4. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Миралимов К.А. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФГБУН Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Большой пр. В.О., д. 61/литера А,
Санкт-Петербург, 199178
тел.: 7-962-6841241
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ИП Миралимов К.А.
ул. Ильинского, д. 6, кв. 77, д. Пирогово,
г. Мытищи, Московская обл., 141033
тел.: 7 9891561769
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1482/23
21.04.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1482/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ФГБУН Институт проблем машиноведения Российской академии наук - и аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100007023000002;
- внести изменения в извещение о проведении аукциона, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372100007023000002 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372100007023000002 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 21.05.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 апреля 2023 г. N 44-1482/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023