Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик),
в отсутствии представителя индивидуального предпринимателя Сень Я.А. (далее - Заявитель, ИП Сень Я.А.),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 25.04.2023 N АК/761/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Сень Я.А., рассмотрев жалобу ИП Сень Я.А. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0179200001923000180 "Оказание услуг по обучению государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики (ГМУ)" с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Сень Я.А. на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о квалификации участников закупки, что ущемляет права и законные интересы ИП Сень Я.А. в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что установленные Заказчиком требования являются неправомерными и противоречащими Закону о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ИП Сень Я.А. Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 27 апреля 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Сень Я.А., изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
13.04.2023 в 17:43 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0179200001923000180 "Оказание услуг по обучению государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики (ГМУ)" (извещение о проведении аукциона - 13.04.2023 в 17:43 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 576 333, 30 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 13.04.2023 в 17:43 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 25.04.2023 в 09:00 ч.
На участие в аукционе поданы 2 заявки от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) установлен порядок оценки закупок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении закупки N 0179200001923000180 Заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион.
Согласно п. 3 Постановления N 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 4 Постановления N 2604 установлено, что при проведении аукционов применяется только критерий, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения. Оценка по такому критерию осуществляется путем присвоения порядкового номера в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 1 части 5 статьи 74 и подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 76 Закона о контрактной системе. При этом положения раздела II Положения не применяются.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что Заказчиком в п. 1 приложения N 1 "Техническое задание" установлено:
"Квалификация участника конкурса должна содержать сведения:
- о наличии у участника закупки преподавательского состава, имеющего ученую степень и (или) ученое звание, который будет привлечен участником к оказанию услуг, в области "Юриспруденция" и "Государственное и муниципальное управление";
- о наличии у преподавательского состава без ученой степени и звания (преподаватели, специалисты), который будет привлечен к оказанию услуг, опыта оказания услуг по реализации программ по данной тематике в период с 2020 по 2023 годы;
- о наличии у преподавателей, которые будут привлечены к оказанию услуг, документов о прохождении профессиональной переподготовки по данной тематике в период с 2020 по 2023 годы;
- о наличии у участника закупки опыта оказания услуг по профессиональной переподготовке по данной тематике в период с 2020 по 2023 годы".
Таким образом, действия Заказчика установившего требования к участникам закупки о "квалификации участников закупки" нарушают ч. 2 ст. 8, ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сень Я.А. обоснованной.
2. Признать Финансово-хозяйственное Управление Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Финансово-хозяйственному Управлению Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Единой комиссии Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 009/06/106-35/2023 от 27.04.2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 27 апреля 2023 г. N 009/06/106-35/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023