Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика - Власов Д.Г.
от ООО "Частная охранная организация "Арсенал" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Частная охранная организация "Арсенал" на действия заказчика - Министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края по факту осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме N 0121500000223000003 Оказание услуг по физической охране объекта и имущество, обеспечению внутриобъектового режима и осуществлению контрольно-пропускного режима на данном объекте с выставлением круглосуточного поста охраны для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования извещения.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1.Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.32 Закона 44-ФЗ, Для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
При этом, как установила комиссия, ООО "Частная охранная организация "Арсенал" не предложило в первой части заявке качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в связи с чем и было поставлено 0 балов.
Таким образом, жалоба не нашла своего подтверждения.
2. В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения при формировании извещения:
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиция 34 Приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. руб.
В соответствии с позицией 34 Приложения к участникам закупки на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
При этом цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по позиции 34 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Комиссией установлено, что объектом закупки является оказание услуг по физической охране объекта и имущество, обеспечению внутриобъектового режима и осуществлению контрольно-пропускного режима на данном объекте с выставлением круглосуточного поста охраны для обеспечения государственных нужд Ставропольского края с НМЦК в размере 562 152,50 руб., что соответствует положениям позиции 34 Приложения.
Вместе с тем в Извещении не установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 34 Приложения.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Заказчик установил:
15 баллов: Присваивается участнику закупки за предоставление сведений о закреплении исполнителем специалиста для оперативного взаимодействия и реагирования на письменные и устные запросы заказчика о ходе оказания услуг по контракту.
0 баллов: Отсутствие в заявке указанных сведений
75 баллов: Присваивается участнику закупки за предоставление сведений о последовательности процесса организации и порядка оказания услуг (указанные сведения должны содержать полную, детализированную информацию о том, как именно и с помощью каких технических средств участник закупки будет выполнять требования, изложенные в техническом задании конкурсной документации, должны быть указаны характеристики используемых при оказании услуг технических средств), описание порядка реагирования (ответа) исполнителя на письменные запросы заказчика о ходе оказания услуг по контракту. Указанные сведения должны быть представлены участником закупки в совокупности.
Предмет оценки - описание порядка и условий оказания услуг, включающих применяемые нормативные документы, технологические характеристики (решения) способы и методы оказания услуг в соответствии с техническим заданием, характеристики применяемых технических средств. Оформляется в виде пояснительной записки в текстовой форме.
0 баллов: Отсутствие в заявке указанных сведений
10 баллов: Присваивается участнику закупки за предоставление сведений о наличии мероприятий по организации системы контроля качества оказания услуг с разбивкой на стадии (этапы)
0 баллов: Отсутствие в заявке указанных сведений
Таким образом требования заказчика не соответствуют Постановлению Правительства N 2604.
Таким образом, в нарушение положений пункта 19, 22 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и пункта 34 Постановления N 2571.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Частная охранная организация "Арсенал" на действия заказчика - Министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края по факту осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме N 0121500000223000003 Оказание услуг по физической охране объекта и имущество, обеспечению внутриобъектового режима и осуществлению контрольно-пропускного режима на данном объекте с выставлением круглосуточного поста охраны для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - не обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика нарушившими требования пункта 19, 22 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и пункта 34 Постановления N 2571, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии Г.В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 апреля 2023 г. N 026/06/106-853/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023