Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кучин П.М.,
от заявителя - Намажап В.С.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Вахрушевой Н.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница N 1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200028923000121 "Поставка медицинских изделий (перчатки)".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 24.04.2023 г. с вызовом сторон по делу.
24.04.2023 г. комиссия, выслушав доводы присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
10.04.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки "Поставка медицинских изделий (перчатки)" N 0321200028923000121.
Доводы жалобы заключаются в том, что по мнению Заявителя описание объекта закупки нарушает действующее законодательство, а также ограничивает количество участников закупки.
Согласно доводу жалобы N1 Заявитель считает требование Заказчика по позициям N 4 и 5 Описания объекта закупки о необходимости к поставке перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных функционально необоснованным и завышенным.
При этом, документальных доказательств своей позиции Заявитель не предоставил, в связи с чем Комиссия Ставропольского УФАС России не может считать данный довод обоснованным.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, Заказчик предоставил две альтернативы покрытия перчаток - алое-вера и глицерин. Перчатки с указанными характеристиками представлены на рынке несколькими производителями, доказательств, свидетельствующих, что та или иная характеристика повлекла ограничение количества участников закупки, в жалобе не содержится.
Согласно доводу жалобы N2 Заявитель считает невыполнимыми и необоснованными требования к двухслойности и двухцветности перчаток по позициям N 6 и 7.
В силу ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, по позициям N 6 и 7 Описания объекта закупки к поставке необходимы перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные. По данным позициям Заказчиком установлено требование: "Перчатки должны быть двухслойными (изготолены из двух слоев нитрила), повышенной прочности, текстурированными для исключения возможности риска заражения при работе с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска". "Внешний слой перчатки должен быть контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток".
Заказчик требует от Поставщика в обязательном требовании указать цвета внутреннего и внешнего слоя перчаток. При этом, не представляется возможным узнать цвет внутреннего слоя, если он имеется, так как цвет внутреннего слоя не указывается на официальных сайтах производителя перчаток, не в документах, прикрепленных при регистрации медицинских изделий на сайте Росздравнадзора.
При этом, ни ГОСТ, ни МР не содержат требования о цвете исполнения перчаток, а также не содержат указаний на обоснованность и необходимость применения конкретного цвета смотровых перчаток.
При этом, документального доказательства данной части довода Заявителем не представлено. Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток, кроме того, согласно объяснениям Заказчика, в больнице большое количество отделений с разным функционалом.
Участник указывает, что по данным позициям Заказчик описал перчатки единственного производителя с регистрационным удостоверением РЗН 2019/9264.
Вместе с тем, согласно доводу жалобы N2, требование к нескольким материалам изготовления перчаток противоречит действующему ГОСТу. При этом, Заказчик не привел документального подтверждения наличия аналогов перчаток, которые по совокупности всех требований из позиции N6 и N7 (длины и толщины, отсутствие каких-либо покрытий) соответствовали бы описанию объекта закупки.
При этом, все существующие аналоги не подходят из-за требования Заказчика "Перчатки не должны содержать каких-либо внутренних и внешних покрытий, как синтетических, так и натуральных (полимерных, увлажняющих, впитывающих, абсорбирующих, питательных, противовоспалительных, антисептических, антибактериальных, противоскользящих и любых других покрытий)".
Таким образом, Заказчиком с нарушением положений ст. 33 Закона N 44-ФЗ приведено описание объекта закупки по позициям N6 и N7 в отсутствие возможности предложить к поставке аналоги перчаток в составе которых не содержатся полимерные покрытия, что приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки и нарушению положений ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Данный довод обоснован.
Согласно доводу N3 Заявителя жалобы, потребность в закупаемых перчатках по позиции N6 и N7 незаконна и в целом отсутствует, поскольку в данных позициях описываются перчатки, в которых обязательно отсутствие каких-либо внутренних и внешних покрытий, в том числе, увлажняющих, во избежание возникновения аллергических реакций.
При этом, законодательство о контрактной системе сформулировано с целью удовлетворения потребностей Заказчика. Доводы фактически сводятся к тому, что Заказчику позволительно закупать только определенные перчатки с одними характеристиками, вне зависимости от специфики их применения.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения и Комиссия признала его необоснованным.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N 44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимыми, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации, которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что жалоба ИП Вахрушевой Н.В. частично обоснована по доводу N2, в действиях заказчика имеются нарушения.
Необходимо отметить, согласно п. 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Согласно п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А
1. Признать жалобу ИП Вахрушевой Н.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница N 1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200028923000121 "Поставка медицинских изделий (перчатки)" - частично обоснованной по доводу N2.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница N 1", нарушившим ст. 8, 33 Закона N 44-ФЗ в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 апреля 2023 г. N 026/06/106-828/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023