Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "КАЛИНА ГРУПП", ООО "РБЕ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "Медицинский реабилитационный центр" Сергиевские минеральные воды" Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение N 0342100007923000002, начальная (максимальная) цена контракта - 41 560 000,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалоб:
-При составлении извещения о проведении закупки и приложений к нему Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно Заказчиком в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок" предусмотрено, что у участника закупки должен быть опыт с определенной инфраструктурной принадлежностью. Кроме того, Заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки по детализирующим показателям "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, "Общая цена исполненных участником закупки договоров", критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
-Заказчиком нарушены правила описания закупки, а именно в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлены недействующие ГОСТы.
Кроме того, согласно доводам жалобы ООО "КАЛИНА ГРУПП" Заказчик неправомерно установил нестоимостной критерий оценки заявок - наличие финансовых ресурсов - наличие у участника закупки уставного капитала - юридического лица с пределом 3 000 000 (три миллиона) рублей и более, что является завышенным требованием.
Также, ООО "РБЕ" считает, что извещение о проведении конкурса N 0342100007923000002 и проект контракта не содержат положений о том, что контракт заключаемый с победителем обжалуемого конкурса действует до заключения контракта с победителем конкурса 0342100007922000001 (ИКЗ 221638100010363810100100120015610244) или до отмены обеспечительных мер по делу А55-24984/2022, или до вступления в силу итогового судебного акта по делу А55- 24984/2022.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении конкурса, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителей при составлении извещения о проведении закупки и приложений к нему Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно Заказчиком в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок" предусмотрено, что у участника закупки должен быть опыт с определенной инфраструктурной принадлежностью. Кроме того, Заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки по детализирующим показателям "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, "Общая цена исполненных участником закупки договоров", критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком, не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Подпунктом "д" пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение об оценке заявок), установлено что при оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" квалификационного критерия к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В разделе III Порядка оценки заявок документации определено следующее: "Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, при этом последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов (договоров), исчисляемая в рублях.
К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) лечебного питания государственным (муниципальным) учреждениям здравоохранения, при исполнении которых исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)
Подтверждается:
- Контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ при исполнении которого участником закупки исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)
- Договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, при исполнении которого участником закупки исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)
- Гражданско-правовые договора
Подтверждается:
- Копии государственных или муниципальных контрактов (с копиями актов оказанных услуг) и (или) реестровыми записями контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
- Копии договоров (с копиями актов оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.
-Копии гражданско-правовых договоров с копиями актов оказанных услуг.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). Заказчик проводит проверку самостоятельно.
Рекомендуемая форма приведена в Приложении N 1 к настоящему документу.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/.".
Таким образом, указав в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, требование о том, что к оценке принимаются контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) лечебного питания, Заказчик установил тем самым условие о подтверждении наличия опыта у участника закупки контрактами (договорами) с определённой инфраструктурной принадлежностью.
По детализирующему показателю Критерия, согласно подпункту "е" пункта 28 Положения, к оценке должны приниматься документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 пункта 28 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, довод Заявителей признан обоснованным.
Согласно доводам Заявителей Заказчиком нарушены правила описания закупки, а именно в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлены недействующие ГОСТы.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Вместе с тем, документация заказчика содержит недействующие стандарты:
- ГОСТ 814-96 "Рыба охлажденная. Технические условия" утратил силу с 01.07.2020 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.09.2019 N 697-ст.;
- ГОСТ 16080-2002 утратил силу с 01.07.2020 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.09.2019 N 699-ст.;
- ГОСТ 815-2004 утратил силу с 01.07.2020 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.09.2019 N 696-ст.;
- ГОСТ 21149-93 утратил силу с 01.01.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 15.09.2022 N 943-ст.;
- ГОСТ 6201-68 утратил силу с 01.01.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 15.09.2022 N 931-ст.;
- ГОСТ Р 55290-2012 утратил силу с 01.04.2022 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 06.12.2021 N 1715-ст.
Аналогичные нарушения описания объекта закупки допущены Заказчиком в Приложении N2 Технического задания документации "Номенклатура: Продукты питания".
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан обоснованным.
Согласно доводам жалобы ООО "КАЛИНА ГРУПП" Заказчик неправомерно установил нестоимостной критерий оценки заявок - наличие финансовых ресурсов - наличие у участника закупки уставного капитала - юридического лица с пределом 3 000 000 (три миллиона) рублей и более, что является завышенным требованием.
Пункт 24 Положения об оценке заявок устанавливает, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом пункт 25 Положения, устанавливает, что для оценки заявок Заказчиком применяются детализирующие показатели, в том числе по вышеуказанному показателю оценки.
Вместе с тем, Положение не устанавливает требования к подтверждающим квалификацию участника закупки по показателю оценки "наличие у участников закупки финансовых ресурсов" документам, не устанавливает перечень детализирующих показателей оценки показателя "наличие у участников закупки финансовых ресурсов", ввиду чего Заказчик правомочен самостоятельно формулировать описание указанного показателя, перечень необходимых документов, руководствуясь требованиями Положения и принципами контрактной системы.
При этом, Заявитель жалобы указывает, что наличие денежных средств на счете хозяйствующего субъекта не может свидетельствовать о финансовой стабильности ввиду того, что средства могут быть заемными, однако Комиссия отмечает, что законодателем не установлен, а Заказчиком не применен показатель "финансовая стабильность". Примененный Заказчиком показатель оценки "наличие финансовых ресурсов" свидетельствует о наличии у участника закупки непосредственно финансовых ресурсов, в том числе денежных средств, необходимых для осуществления обязательств в рамках государственного (муниципального) контракта, а установление Заказчиком указанного показателя оценки соответствует принципу целевого использования бюджетных средств, принципам результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, поскольку участник закупки, подавая заявку на участие в электронной процедуре, должен располагать объективной возможностью исполнить принятые обязательства в рамках государственного (муниципального) контракта, а не полагаться на выплату заказчиком аванса с целью предоставления такому участнику закупки возможности исполнить принятые на себя обязательства.
Кроме того, Заявитель жалобы указывает, что параметр "размер уставного капитала" не является показателем финансовой устойчивости, не является объективным, не предусмотрен Положением, однако Комиссия отмечает, что Заказчиком не применены показатели "финансовая устойчивость", "размер уставного капитала". Примененный Заказчиком показатель "наличие финансовых ресурсов" является одним из критериев, определяющих способность хозяйствующего субъекта эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность.
По смыслу статей 90, 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального Закона от 14.01.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, выраженный в денежном эквиваленте, гарантирующего интересы его кредиторов.
В соответствии со статьей 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.
Поскольку предметом закупки являются услуги питания, требующие определенной квалификации, а в условия исполнения контракта входит обязанность Исполнителя по оплате аренды за имущество, передаваемое исполнителю на период оказания услуг по контракту, а также возмещение коммунальных затрат по арендуемым объектам, показатель "наличие финансовых ресурсов" применен Заказчиком обоснованно, поскольку позволяет оценить финансовые возможности потенциального контрагента, в том числе способность отвечать за обязательства, возникшие в рамках иных гражданско-правовых договоров.
Вышеуказанные выводы Комиссии соответствуют выводам, изложенным в Решении Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-19847/2022 от 09.02.2021.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
ООО "РБЕ" считает, что извещение о проведении конкурса N 0342100007923000002 и проект контракта не содержат положений о том, что контракт заключаемый с победителем обжалуемого конкурса действует до заключения контракта с победителем конкурса 0342100007922000001 (ИКЗ 221638100010363810100100120015610244) или до отмены обеспечительных мер по делу А55-24984/2022, или до вступления в силу итогового судебного акта по делу А55- 24984/2022.
Проведение самостоятельной закупки при наличии судебного спора по иным закупкам, положениями Закона о контрактной системе не регламентировано, в связи с чем довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "КАЛИНА ГРУПП", ООО "РБЕ" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 апреля 2023 г. N 182-10228-23/4 (ключевые темы: участники закупок - государственные и муниципальные нужды - росстандарт - товар. работа. услуга. - работник)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023