Резолютивная часть оглашена
21.04.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России) о включении сведений об ИП Смирнове А.В. (далее - ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Оказание услуг прачечной для нужд Клиник СамГМУ (извещение N 0342100011822000488, ИКЗ: 221631700285863170100100210019601244, начальная (максимальная) цена контракта - 9 975 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об ИП в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
2 декабря 2022 года между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Заказчик) и Вами (далее - Исполнитель) заключен Контракт N ГК782кл (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать услуги прачечной для нужд Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
Согласно п. 3.1 Контракта качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ и других), установленных для данного типа (вида) услуг, подтверждаться документами на русском языке (при наличии).
Кроме того требования к качеству услуг, порядку их оказания, требования к результатам оказанных услуг указываются в Техническом задании (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 5.1.3 Контракта предусмотрено право Заказчика контролировать ход оказания услуг, соблюдения срока оказания услуг, проверять соответствие услуг условиям Контракта и приложений к нему.
20 января и 3 марта 2023 года сотрудниками Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России осуществлены проверки соблюдения Исполнителем требований, предусмотренных Техническим заданием в помещении прачечной, расположенной по адресу: 443035, г. Самара, ул. Майская, д. 4, офис 23, о чем были составлены соответствующие акты.
В ходе указанных проверок выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации, и факты ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Так, Исполнитель обязан выполнять санитарно-эпидемиологические требования и условия Технического задания, а именно:
1. Предоставить непромокаемые мешки для вывоза/привоза грязного/чистого белья.
2. В помещении должно быть соблюдено "зонирование".
3. При обработке белья в прачечной технологические потоки грязного и чистого белья не должны перекрещиваться.
4. Прием и сортировку белья в прачечной производит персонал Исполнителя в спецодежде, которую меняют ежедневно, а также при переходе из грязной зоны в чистую.
5. Исполнитель обязан стирку белья Заказчика производить без совмещения с партиями других организаций.
6. После стирки белье должно иметь целостную структуру: отсутствие дыр, просечек, отрыва основы, отсутствие пятен, загрязнений.
В ходе проверок установлено, что Исполнителем не выполнялись вышеуказанные требования и условия Технического задания.
Из поступающих служебных записок от сотрудников Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России следует, что белье стирается некачественно, на нем остаются пятна от биологических жидкостей, белое белье приобретает серо-желтоватый оттенок.
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 31.01.2023 (исх. N 1230/40-23- 437) и 20.02.2023 (исх. N 1230/40-23-796) в адрес ИП направлялись претензионные письма об устранении выявленных нарушений требований Контракта.
На указанные претензии от ИП поступили ответы об устранении вышеуказанных нарушений.
При этом проверка сотрудниками Клиник прачечной 3 марта 2023 года показала, что нарушения не были устранены, то есть ответы на претензии не соответствовали действительности.
Кроме того, в настоящее время продолжают поступать от сотрудников Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России служебные записки о некачественной стирке белья.
Надлежащая обработка белья должна обеспечивать восстановление санитарно-гигиенических свойств белья, предотвращение возможного переноса болезнетворных микробов, обеспечение надлежащего качества стирки в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Кроме того, техническим заданием предусмотрено, что передача белья осуществляется оборотным порядком: Исполнитель передает Заказчику чистое белье предыдущей партии и производит прием в стирку грязного белья. Доставку и вывоз белья осуществлять ежедневно, два раза в день (включая выходные и праздничные дни) согласно графика: с 8-00 до 10-00 и 19-00 до 21-00.
В нарушение установленного графика Исполнитель 21, 24, 29 и 30 марта 2023 года не доставил в срок в Клиники ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России чистое белье.
Данные нарушения графика поставок чистого белья негативно сказываются на работе операционных отделений по обеспечению плановой и экстренной помощи пациентам.
Также из служебных записок сотрудников Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России следует, что белье возвращается не в полном объеме.
Так, не было возвращено:
1. В отделение сосудистой хирургии:
- пододеяльник белый - 2ш.,
- простынь цветная - 5 шт.,
- полотенце махровое - 3 шт.,
- наволочка белая - 6 шт.,
- наволочка цветная - 3 шт.
2. В дерматовенерологическое отделение:
- пододеяльник цветной - 2 шт.,
- простынь цветная - 2 шт.,
- наволочка цветная - 3 шт.
3. В стационарное отделение медицинской реабилитации пациентов с нарушениями функций опорно-двигательной системы и периферической нервной системы:
- полотенце - 1 шт.
Согласно ч. 1 ст. 721 и ч. 3 ст. 723 ГК РФ Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора. Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Поскольку Услуги по данному Контракту Исполнителем оказываются ненадлежащего качества, а в услугах по обработке белья Клиники ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России нуждаются ежедневно, то оснований для расторжения Контракта по соглашению сторон не имеется.
Требования Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России о получении надлежащего качества услуг прачечной направлены на охрану жизни и здоровья населения, на снижение риска возникновения и распространения внутрибольничных инфекций. К чистоте белья, используемого в лечебных учреждениях предъявляются повышенные требования поскольку постельное белье, полотенца, используемые пациентами, могут представлять угрозу для здоровых людей.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 10.8 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
04.04.2023 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 17.04.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
За период с 01.01.2023 по 14.04.2023 стоимость фактически оказанных Исполнителем обязательств составляет 1 156 624 руб. 15 коп. (что подтверждается сведениями из ЕИС).
Заказчиком фактически оплачено - 1 156 624 руб. 15 коп., что подтверждается платежными поручениями N28945, N47339 и N90285 (Приложения N5, 8 и 26).
Таким образом Исполнитель на 100% исполнил свои обязательства в период действия Контракта
Каких-либо штрафов и неустойки Заказчик в адрес Исполнителя не выставлял, что подтверждается сведениями из ЕИС.
Заказчик на включении сведений не настаивал.
Учитывая, что Исполнителем выполнен значительный объем работ по контракту, велась переписка в процессе исполнения контракта с Заказчиком, а также факт отсутствия сведений об ИП Смирнове А.В. в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях ИП однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ИП Смирнова А.В. не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Смирнова А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Смирнове А.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 апреля 2023 г. N РНП-63-92
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2023