Резолютивная часть оглашена
25.04.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара (далее - Заказчик, Администрация) о включении сведений об ИП Романове Д.Б. (далее - Исполнитель, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий Кировского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0342300000122000442, ИКЗ: 223631215788063120100100510014299244, начальная (максимальная) цена контракта - 3 747 196,06 руб.),
УСТАНОВИЛА:
06.05.2022 г. между Администрацией Кировского внутригородского района городского округа Самара и ИП Романовым Д.Б. был заключен контракт N 29/22 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий Кировского внутригородского района городского округа Самара на сумму 3 747 196,06 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 5.1 ст. 5 Контракта работы в полном объеме выполняются Подрядчиком с момента заключения Контракта по 15.08.2022 г. (включительно), в соответствии с графиком производства работ.
На момент завершения сроков выполнения работ, установленных Контрактом, Подрядчиком были исполнены обязательства на сумму 969 640 (Девятьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот сорок) рублей 20 копеек.
В срок до 31.12.2022 года Подрядчиком выполнены с просрочкой (по истечении предусмотренных Контрактом сроков) работы на сумму 1 583 310 (Один миллион пятьсот восемьдесят три тысячи триста десять) рублей 32 копейки.
По состоянию на текущую дату Подрядчиком не исполнены обязательства на сумму 1 194 245 (Один миллион сто девяносто четыре тысячи двести сорок пять) рублей 54 копейки, что является существенным нарушением условий Контракта.
Между тем, статьей 12 установлено, что Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31 декабря 2022 года, а в части расчетов и исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения обязательств по Контракту. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) и пункта 11.5 статьи 11 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также - ГК РФ, Кодекс) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п.2 ст. 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
На основании п.3 ст. 708 ГК РФ указанные в п. 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Согласно п.2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Заказчик неоднократно уведомлял Подрядчика о нарушении условий Контракта в части сроков выполнения работ (исх.N04/2-03/4716 от 18.08.2022, исх.N 04/2-03/4383 от 01.08.2022), а так же недостатков по уже выполненным работам.
Письмом от 10.01.2023 исх. N04/2-03/5 в адрес Подрядчика направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), которое на текущую дату не исполнено.
25.01.2023 ИП Романов Д.Б. обращался в Администрацию с письменным обращением вх. N 187 о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пени) в рамках исполнения Контракта.
Администрация района письмом от 03.02.2023 N 04/00-04/364 сообщила ИП Романову Д.Б. об отсутствии оснований для списания неустойки (пени).
07.02.2023 ИП Романов Д.Б. обращался в Администрацию с письменным обращением вх. N 356 о заключении дополнительного соглашения о переносе сроков выполнения работ по Контракту на 2023 год.
Администрация района письмом от 03.03.2023 N 04/00-04/702 отказала ИП Романову в заключении дополнительного соглашения о переносе сроков выполнения работ по Контракту, а также напомнила о выполнении требования по уплате неустойки (пени).
Администрацией района с Подрядчиком по фактам ненадлежащею исполнении обязательств по Контракту велась переписка, в том числе в ЕИС (письма от 31.10.2022 N 04/2-03/6180; от 17.11.2022 N 04/2-03/6597; от 22.11.2022 N 04/2-03/6668; от 24.11.2022 N 04/2-03/6724; от 30.11.2022 N 04/2-03/6826; от 10.01.2023 N 04/2-03/5; 13.04.2023 N 04/2-03/1234).
В связи с вышеизложенным на основании ст. 715 ГК РФ, п.11.5 статьи 11 Контракта, 06.04.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Кроме того, Администрация повторно в решении об одностороннем отказе требует произвести уплату начисленной пени (согласно направленному ранее требованию от 10.01.2023 г. исх. N 04/2-03/5 об уплате неустоек (штрафов, пеней) в размере 67 283 (Шестьдесят семь тысяч двести восемьдесят три) рубля 06 копеек в срок до 17.04.2023 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 06.04.2023, вступило в силу 17.04.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения услуги, являющиеся предметом контракта, Исполнителем не оказаны.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Романова Д.Б. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно получение услуг по вывозу снега. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Романове Д.Б. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 1 запись в отношении ИП Романове Даниле Борисовиче.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ИП Романове Даниле Борисовиче (ИНН: 781616532572, ОГРНИП: 21470400001530, юридический адрес: 188417, Ленинградская область, Клопицкое, 2, в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ИП Романове Даниле Борисовиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр, либо ранее по основаниям, установленным ч.9 ст.104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение к решению Самарского УФАС России N РНП-63-93 от 25.04.2023
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
17.04.2023 |
19.04.2023 |
18.04.2023 |
0 |
18.04.2023 |
26.04.2023 |
25.04.2023 |
0 |
02.05.2023 |
28.04.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 апреля 2023 г. N РНП-63-93
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2023